Развитие основано на процессе познания. Само же познание состоит из объективного знания и субъективного сознания. Эта пара дуальностей взаимодействует между собой на принципах тяготения, используя энергетику притяжения и отталкивания.
Так сознание, взаимодействуя со знанием в пространственно-временном информационном блоке, на основе взаимного притяжения дает эффект осознания. А взаимное отталкивание, ввиду неготовности сознания усвоить, а значит, и освоить знание, оставляет часть знания недоступной для осознания. Его для данного сознания как бы не существует – в частности. Хотя в принципе, как абсолютное знание, оно, безусловно, имеет место быть. В каждом конкретном случае всё зависит от развитости частного сознания и его способности воспринимать информационный транш знания.
Но знание в информационном потоке едино и неделимо. Отсюда выходит, что сознание взаимодействует со всей полнотой знания, однако осознает только ту часть информации, с которой оно оказывается способным контактировать, следуя принципам обратной связи или причинно-следственного ряда. А этому, как мы уже знаем, способствует эффект взаимного притяжения. Но одного осознания недостаточно для того, чтобы процесс познания, став полноценным, мог бы выразиться развитием, и далее, как цель, - совершенством.
Осознанность необходимо осмыслить, то есть насытить логическими связями, увязав их в единую системную сеть отношений. Хотя для этого нужны специальные знания, приобретение которых требует времени. Отсюда возникает определенная сложность с осмыслением знания. Однако личность, состоящая из материально-духовной пары, по природе уже является частью этого знания, и поэтому всё то, что эта личность пытается осознать и осмыслить умом, она уже знает на интеллектуальном уровне сознания, - но пока, как мы видим, не может это знание воспроизвести в реальности.
И, тем не менее, факт того, что абсолютное знание и его субъективный отпрыск являются "кровной" информационной родней, дает возможность сознанию понять знание без его осмысления, - что, собственно, и называется интуицией. Таким образом, можно сказать, что понимание, как обязательное условие для познания, ведущее к развитию и, далее, к совершенствованию личности, происходит по двум каналам: через осмысление, то есть с использованием ресурсов ума, и интуиции, задействуя мощности интеллекта.
Обычно эти два ментальных актива сознательности работают в паре, образуя собой институт ментальности. Но вот что интересно. В энергетике ума преобладают силы отталкивания, а энергетика интеллекта характеризуется мощью притяжения.
* * *
На основе всего вышесказанного можно заключить, что ментальность каждой личности индивидуальна, то есть находится в зависимости от процентного соотношения активов ума и интеллекта, а также их собственной энергетики.
И получается, что ментал, в котором доминирует ум, выражающий свою позицию через отторжение, дистанционность, образно говоря, можно назвать дальнозорким из-за его стремления изучать вещи, явления и процессы на расстоянии некоторой удаленности от объекта внимания.
Ментал же, в котором доминирует интеллект, выражающий свою энергетику посредством приятия, притяжения, можно назвать близоруким из-за его стремления рассматривать и видеть вещи, явления и те же процессы вблизи, вплотную, как бы через увеличительное стекло - в отличие от ума, предпочитающего смотреть в обратную линзу бинокля.
Но вот чем хороши эти два варианта познания, так это тем, что они позволяют вниманию проникать как на большую глубину информационного пласта, так и охватывать большие информационные пространства. Проникая вниманием в глубь знания с помощью логики, ум добивается осмысления данного информационного пласта. Но всё находящееся рядом для него оказывается "Терра инкогнито".
Интеллектуальное погружение внимания позволяет ему охватить довольно большой пласт информационного блока, подвергаемого исследованию, но вот детали, тонкости, сокрытые глубиной, при таком видении реальности от внимания ускользают. Поэтому у личности возникает естественное желание объединить эти две области института ментальности в единую и сбалансированную систему познания.
В принципе, это сделать возможно. И тогда, когда личность добивается такого результата, ментал, обладающий уравновешенными мощностями ума и интеллекта, становится не просто гармоничным, но, за счет этого качества, приобретает динамичность, и даже агрессивность в своём стремлении к познанию. Однако здесь возникает один вопрос.
Ведь такая гармония стала возможной только за счет обуздания одной части ментала и дотации в отношении другой. Другими словами, ментал, приобретая уравновешенность, становится спокойным. Не значит ли это, что, действуя таким уравновешивающим методом, в итоге мы получим некую усредненность? А если говорить точнее, то посредственность.
И в этих словах имеется определенный смысл. Но вот о чём надо еще знать в этой связи. Как мы уже говорили, логичность либо интеллектуальность ментала не только однобока (хоть и мощна в своей области), но и, что важно понимать, догматична, а значит, и неповоротлива.
Сбалансированность энергий гармоничного ментала позволяет его воли действовать своим вниманием избирательно, наращивая по необходимости либо желанию любую грань своей активности: умственную либо интеллектуальную. Отсюда видим, что гармоничный ментал обладает тремя принципиальными позициями: логической, интуитивной и наблюдательной. А это дает ему огромные потенциальные возможности и разрешительные способности.
Ну, и четвертый вариант ментальности, когда энергия ума и интеллекта выражены столь слабо, что ни о какой активности и, тем более, взаимодействии речи вестись не может. В таком ментале, как правило, царит тишина, то есть практически полное "безмыслие". Но становится еще хуже, когда в такой ментал врываются энергетические вихри со стороны. И тогда ментал, подчиняясь внешней энергетике, начинает буйствовать, - невзирая на то, что хаотичность возникшей агрессии ведет его самого к разрушению.
Развивать собственную ментальность – значит приводить близорукий, дальнозоркий либо слабый вид видения к гармоничному внутреннему свету за счет прибавления недостающих активов. Логику следует сделать подвижнее за счет интуитивного охвата, а интуитивность укрепить логическими связками.
Слабому же видению, прежде всего, необходимо фактически прозреть в любом направлении, - к какому данная личность имеет наибольшую склонность, - после чего приступить к гармонизации дуальности, составляющей ментал.
П. Веденин, 06.02.2008