Природа настолько мудра и пластична в своей выживаемости, что в ней нет лишних "деталей". И всем ее детям, для успешной жизнедеятельности, нужны многие факторы - причем каждому виду присущи свои характеристики либо их комбинация.
На Земле есть место и для залитых солнцем колючих шариков, и для удивительных в своем великолепии и разнообразии орхидей, которые в условиях влажных тропиков прекрасно цветут. И человек, естественно, хочет приблизить эту красоту к себе. Причем в тех формах и видах, которые ему нравятся.
Так где же истина? Что лучше, нужнее человеку, задавшемуся целью держать возле себя какого-либо представителя флоры или фауны? Истина всегда посередине, струится в рамках синусоиды золотого сечения.
Однако в таком выращивании мы порой либо пускаем этот процесс на самотек, либо чересчур его контролируем. А ведь как нерадивость, так и гиперопека, стремление получить максимум, вкладывая минимум - это все крайности, обезображивающие и стремительно укорачивающие жизнь наших питомцев.
И здесь важно то, КАК мы проявляем о них заботу, и что с ними происходит потом. А наша невнимательность зачастую приводит к тому, что, умиляясь пышностью цветения растения либо лихорадочным блеском глаз животного, мы не замечаем, что являемся свидетелями "пира во время чумы", что это выброс жизненности перед стремительным падением.
И нам, как психологам, в этой статье интересно поэтапно осветить, что же всех нас так привлекает в братьях наших меньших? Привлекает настолько, что постижению искусства их выращивания посвящаются годы. Растут они, растем и мы, "рука об руку" проживая отпущенные нам мгновения.
Могут сказать (приложив соответствующий список), что одни виды живут меньше, а другие... о-го-го сколько! Ну и на здоровье! Дело ведь не в этом. Важно то, что эта продолжительность протекает параллельно с нашей, и что мы ее не укорачиваем.
Конечно, бывают и промахи, пока мастерство в таком выращивании еще не пришло - все бывает. Ведь на то и ошибки, чтобы делать из них выводы на будущее. Главное, чтобы оно у наших питомцев было.
И с уверенностью можно сказать, что настоящий живой уголок дома представляет собой энергетически единый механизм, который верно служит своему заботливому хозяину.
Считаем такую постоянную внимательность к своему детищу основным фактором продолжительности жизни существа, которому можно дать единое имя - Сад. А будет ли это сад камней, растений, группа живых существ либо одно животное, зависит уже от возможностей и потребностей человека.
В принципе, сад может расширяться настолько, насколько хватит внимания его хозяину. Конечно, мы говорим сейчас именно о саде для души, а не для кошелька, когда вступают в свои права законы бизнеса.
Настоящий же сад души может собой представлять "жидкий кристалл", который будет служить для выравнивания, гармонизации энергетических полей человека. Ведь именно такой сад способен накапливать и даже усиливать то, что было прежде в него заложено.
И такое союзничество важно прежде всего для психического здоровья человека. Безусловно, все мы выживаем в этом суровом мире - как животные, так и люди. Но есть в стратегиях такого выживания и отличие.
Братья наши меньшие - существа, не обладающие осознанием себя. Они просто живут, реагируя на изменяющиеся условия в своем стремлении выжить. И поэтому наша задача максимально воспроизводить эти условия. Ведь: "...мы в ответе за тех, кого приручили...".
Самое примечательное, что в таком стремлении улучшить жизнь своих питомцев люди добиваются подчас поразительных результатов - животные и растения, адаптируясь, растут либо цветут еще лучше и краше, чем в естественных условиях. И это самая дорогая награда, которую может получить человек.
Люди же - существа мыслящие, и поэтому мы в ответе за свои поступки. С другой стороны, мы вольны и в выборе стиля жизни. Так, каждый волен в своем субъективном мнении. У нас есть эта свобода, и мы должны ею мудро распоряжаться.
Природа не терпит ошибок либо беспечности, и поэтому в ней нет лишнего. Все взаимосвязано и подчинено идее выживания. И в ней работают все те же законы природы, призванные обеспечить выживаемость существа.
Ведь одна линия поведения нежизненна. Природа (даже несмотря на все эксперименты человечества над ней) живет только за счет параллелей и, при необходимости, с легкостью меняет свои позиции с тем, чтобы подстроиться под изменяющиеся условия.
Так, наша планета много чего повидала за миллионы лет своего функционирования, но природа неизменна в одном - она жива, применяя идею параллельности различных стратегий выживания на практике.
Когда же человек настойчиво "зацикливается" в своем линейном мышлении, то это доказывает негибкость его позиций и, соответственно, не может претендовать на жизненность.
А "быть или не быть" конкретной природной единице, решает не некая мега-личность, а непосредственное состояние живого существа, включающее те или иные механизмы, приводящие его либо к смерти, либо к жизни.
Так как же нам выстроить свою стратегию выживания так, чтобы все же "быть"?!
*
Чем больше мы отдаляемся от природы, тем большую потребность в ней ощущаем. Конечно, все мы ее дети, и все же в чем именно мы нуждаемся, что нам от нее нужно, кроме всего прочего, необходимого для физического и эмоционального благополучия? Что нам нужно для души?
Давно известен тот факт, что в целях выживания популяции человек привлек себе в союзники домашних животных и окультурил многие виды растений. Для чего и как - это все понятно. Тщательный отбор и планомерная селекция пород позволила людям не только выжить, но и обладать некой долей уверенности в завтрашнем дне.
Но даже тогда, когда у человека нет необходимости заниматься разведением домашних животных, растений, он зачастую стремится это делать. Зачем ему это нужно, если быт устроен и материальное благополучие обеспечено?
Почему люди упорно тащат теплые комочки жизни на "энный" этаж, из классических шести соток стремятся создать рай на земле, идя на затраты средств и времени, которые очевидно не окупаются? Что это - необъяснимая, инстинктивная глупость?
Навряд ли. Ведь человек, обладая умом и, соответственно, деловитостью, ничего просто так не делает. А значит, хоть и скрытая, но все же целесообразность в такой потребности близкого соседства с природой есть. Так в чем же она? Вот в чем вопрос!
Можно ответить, что все дело в живом тепле, возможности заботиться о братьях наших меньших, проявляя потребность быть кому-то нужным. Что ж, вполне достойный ответ, но недостаточный. Не все можно объяснить такой тягой живого к живому.
Ведь мы, люди, такие же живые существа и постоянно общаемся между собой, курсируя в различных социумах и удовлетворяя таким образом естественную потребность в общении. Человек - существо социальное. И в таких связях мы проявляем самые различные чувства, от ненависти до любви, делим друг с другом горе и радость.
И все же в этом сонме эмоциональных проявлений есть определенный класс чувств, в котором человек ощущает острую потребность, можно сказать, "витаминную" недостаточность, но не может получить его от других людей по определению. Почему? Потому что мы - люди, а значит, в каждом из нас живет свое, личное эго, которое, как нить накаливания, обеспечивает нам активность ментала.
Эгоизм - это броня от внешней агрессии, но эта защита нам и мешает, сковывая формирование и проявление нашей воли, самовыражение нашего "Я". Как же преодолеть этот барьер, не разрушая броню, не открывая самому ворота замка "Личностного Я"?
Для этого нужно просто изменить качество защитных редутов. Ведь заграждение может состоять из колючей проволоки, а может представлять собой усыпанную листвой и цветами ограду.
Искренность сама по себе расточительна и на полную откровенность изначально может быть способно только существо, у которого нет ума, а значит, и эгоизма. Люди же до конца искренними с внешним миром быть не могут.
Ведь альтруизм сам по себе конечен, потому что такая линия поведения может полностью обесточить запас внутренних сил, включая и НЗ. Однако нам необходимо впитывать потоки такой искренней привязанности, и не только ради выравнивания психических структур.
Входя в контакт с существом, не обладающим умом, однако способным на искренность и преданность, мы можем пробудить в себе подобное качество, но уже человеческого толка.
Что же это может быть за аналогичное качество? Что может, получая извне искру, помочь человеческой психике запустить генератор, который будет выдавать наружу необходимое качество? Чтобы во всем этом разобраться, важно осознать весь механизм, действующий в психике.
Тогда человек, обладая соответствующим знанием, уже сможет делать весь процесс целенаправленным и сознательно культивировать в себе нужное чувство. Так человек сможет измениться, и его судьба, соответственно, изменится в лучшую сторону.
Можно сказать, что нужное чувство - это любовь. Однако, никоим образом не умаляя это высокое чувство, скажем - это не то, что нужно в данном качестве. Любовь - это другое.
Это объединение в монадном единстве двух отдельных "Я". И любое обезличивание собственного эго ради любимого нанесет прямой удар по самой идее любви, так как оно уничтожает дуальность чувств.
В то же время, чтобы человек был способен по-настоящему любить, ему необходимо проявить личную волю. А она способна взрасти на том самом чувстве искренности и преданности.
Так что же это за существо, которое может постоянно находиться рядом с человеком практически в любых условиях и которое является самым давним спутником человека, полностью преданным своему хозяину?
Кто помогает охранять стойбища и стада, облегчая службу человека? Кто способен прийти на его могилу и на ней умереть? Кто встанет между охотником и медведем, отдавая свою жизнь ради спасения хозяина, обрекая тем самым себя на верную смерть?
Конечно же, мы говорим о собаке. Именно она обладает теми самыми необходимыми качествами искренности и преданности. Есть даже такое устойчивое понятие: "собачья преданность". А лучшей похвалой для многих животных являются слова: "оно такое же, как и собака".
Безусловно, и некоторые другие животные, в той или иной степени, обладают этими качествами. Так, лошадь может стать таким же преданным и беззаветным другом человека.
А также отдельные виды дельфинов, в силу их особого положения в природном царстве, обладают способностью проявлять искренность и доброжелательность к человеку.
См.:
Культура китов, дельфинов, касаток.
Однако для многих разводить лошадей нет возможности по вполне объективным причинам, не говоря уже о том, чтобы содержать дома дельфина.
Собака же, представленная через самые различные размеры и породы, может стать подходящим компаньоном практически для любого человека. Слепые же люди могут найти в собаке не только преданного друга, но и поводыря. А сколько раз собака спасала жизнь человеку, идя в огонь и воду, самозабвенно жертвуя собой, просто невозможно подсчитать.
Собака, кроме преданности, отличается еще одним ценным и редким качеством. Она искренна в своих проявлениях, не сомневается в человеке. Именно собачья искренность и преданность, через контакт, проявляет в человеке вначале веру, а затем - доверие и уверенность.
От этих базовых интеллектуальных качеств уже возможно, за счет активизации ума, воспитать личную волю. Потому что воля - это ощущение свободы, реализация собственного духа, выражение личного взгляда.
Если человек не понимает, что такое преданность без дна, без эгоизма, то ему будет очень сложно выработать в себе волевые качества, которые строятся на чувствах доверия и уверенности.
Доверие и уверенность, желание к волеизъявлению, объединяясь, позволяют создать ту самую силовую дугу харизмы, которая и покоряет окружающих людей без принуждения и подкупа, без обмана.
Даже если у человека была собака раньше, то остаточное чувство на памяти, на понимании, на полуоборотах волевого генератора еще долго может греть человека. Это похоже на то, как воздух, находящийся в мехах волынки, постепенно выходит из нее, служа звуковым рядом для мелодии души.
Воля, являясь активом ума, содержит в себе две ветви - честь и совесть, где первое является выражением личного кодекса устоев и взглядов, а второе - проявлением и диалогом внутреннего с внешним, нахождением с ним точек соприкосновения.
Жизнь по чести и совести позволяет человеку проявить властность. Не имея этого механизма, человек, даже облаченный властными полномочиями, сможет проявить лишь деспотизм и диктаторство.
Истинная власть - это когда люди сами поднимают тебя на руки и несут, берегут и идут за тобой не по принуждению, а по личной убежденности. Причем вера - это потенция, а воля - проявление личностной силы. Властность же и дает ту магичность человеческому духу, которую ничем другим не заменишь.
Конечно, человек может, стремясь к лидерству, прибегать к различным уловкам, жесткости, насилию. Но народ покоряется в таком случае только до тех пор, пока на него такая сила давит. Люди, как разжимающаяся пружина, тут же скинут ярмо, лишь только лапа деспота ослабнет. Память же о властном правителе живет в веках.
Ну кто может безвозмездно подарить беспредельную преданность и бесконечную искренность в этом мире? Человек в полном уме и твердой памяти никогда не раскроется полностью, даже если любит. Также никакое другое животное (кроме тех, о которых мы уже говорили в этом качестве) неспособно отдать все. Многое - да, но не все.
Так, когда человек уходит из дома, кошка (гуляющая сама по себе по определению) остается в теплом доме, а собака уходит в метель вместе с человеком, тащит его груз и согревает на стоянках. Только собака предана своему хозяину в каждом мгновении своей жизни и до последней клеточки своего тела.
Конечно, не все, у кого есть собака, автоматически являются магичной личностью, способной проявить властность. Увы, это далеко не так. Можно прожить рядом с этим сокровищем и либо испортить его неправильным воспитанием, либо просто не замечать в этом животном заложенного природой потенциала.
Однако человек, обладающий знанием и пониманием происходящих в психике механизмов, способен из контактов с этим существом черпать огромные энергетические ресурсы, перерабатывая их в личные качества доверия и волевого устремления.
Власть - это силовое поле харизмы, магической притягательности, а не топанье ногами, спущенными с трона, полученного по праву рождения. Истинную властность можно вырастить только внутри "Личностного Я". И общение с собаками помогает получить волевую предрасположенность - хотя и не готовую проявленность.
Проявление власти личности (и, прежде всего, в своем внутреннем царстве) возможно лишь при планомерной работе ума над раскрытием интеллектуальных возможностей. Однако необходимые ингредиенты для такой работы человек должен взять не только изнутри, но и снаружи.
Ведь сам человек - это производное как внутренних, так и внешних факторов. Без какой-либо части не будет целого, психика не сможет полностью раскрыть своих возможностей, заложенных в нее природой. Есть качества, которые психика может получить из нескольких, взаимозаменяемы источников.
Так, успокоение, гармонизацию силовых полей она способна извлечь из созерцания произведений искусства, прекрасных пейзажей либо плавного танца стайки рыбок. Из наблюдений за тем, как свет проходит через ажурную листву. А слушание трелей птиц способно поднять настроение, взбодрить, настроить на рабочий лад.
Также забота в отношении других питомцев - черепашек, змей, хомячков либо кошек дает тепло и уют, снимает симптомы стресса - все это так. И нельзя говорить, кто из домашних животных лучше. Лучше для человека тот, кто ему подходит, резонирует его психологическому типажу.
Одни любят наблюдать за ростом нежных фиалок с венчиком ярких цветов и серебристой розеткой листьев, а другие не нарадуются разнообразием колючек, цветов и форм представителей кактусного мира. Есть люди, которым нравится пышная листва пальмы либо тонкий аромат комнатного жасмина. То же самое разнообразие вкусов существует и в привязанности к представителям в мире животных. Все это так.
Однако есть то, что можно получить только от определенного, весьма узкого круга животных. И самым ближайшим и универсальным представителем его являются те, кто даже в космос попал раньше человека. Именно в собаке мы находим отдохновение и черпаем искренность и преданность настоящего друга.
Именно из этого кладезя искренней преданности человек может извлечь тот психологический "витамин", который изначально не производится самой психикой, но жизненно ей необходим.
Поэтому такое качество можно признать незаменимым для формирования целостной и здоровой личности, способной проявить волю. Ведь учась это делать, человек активизирует в себе данную функцию, через обратную связь с собакой организуя кольцо силы.
Теперь мы знаем, как для человека важно научиться понимать своего четвероногого друга, через него воспитывая и собственный характер. Но можно ли сказать, что до этого времени мы что-то не знали из тех фактов, которые были здесь приведены?
По большому счету, все это давно известно, ведь собака рядом с человеком еще со времен первобытного строя. Однако чудо возникает не от простой констатации и перечисления давно известных фактов, а от увязывания отдельных информационных точек в целостную нить. Вот что позволяет проявиться магии.
И теперь, объемным взором взглянув на того, кто живет рядом, кто охраняет и преданно ждет дома, можно оценить по-новому роль и значимость этого четвероногого друга. И тогда, в параллельном видении, это существо, правильно воспитанное и принятое личным духом, можно оценить как самую большую драгоценность, подаренную нам природой как шанс на личностный рост и гармоничное становление.
Ведь у природы нет лишних деталей
*
И то, что у Владимира Путина есть любимая собака, является хорошим признаком. В принципе, это видно по его решениям и поступкам, которые хоть и неидеальны (ведь идеал невозможен в принципе), но зато соответствуют параметрам личной чести и совести. Казалось бы, к власти пришел один человек - а жизнь целой страны изменилась к лучшему.
Потому что раскрылся организующий центр, обладающий властностью, которая ключевыми пунктами имеет такие базовые позиции, как уверенность в личных силах и доверие собственному видению. Вот откуда появляется способность решать вопросы.
Из этого источника и берется сила, способная перевернуть мир. Ведь у нее есть параллельная точка приложения в виде искренности и преданности.
Амстафф Глейд-Дон Тайгер - наша собака.
Ли Хоа, П. Веденин, 05.01.2005