Небосвод идей > Стратагемы

МЛУ - Метод Лингвистического Убеждения

<< < (2/2)

П. Л.:
Для того чтобы обратить на себя и свою речь внимание, необходимо создать наглядность, подчеркнув фразу образностью. При этом следует расширить её смысловое звучание посредством детализации данной конструкции. Этому могут способствовать т.н. "фигуры" речи, придающие ей уверенность и стабильность.

Так, могут быть применены подчёркивающие основной смысл фразы: слова-созвучия, слова-подобия. Например: ловко/ловчить, быстро/скоро, эффектно/эффективно. Здесь используются слова-перевёртыши - слова, имеющие двойной смысл. Нужно человека озадачить, чтобы он задумался, вник в предлагаемый ему смысловой посыл.

Для этой же цели могут служить и целые выражения, например: "один за всех и все - из-за одного"; "я - не я, и лошадь - не моя"; "битый небитого везёт"; "ты сер, а я, приятель, сед". Главное, чтобы фраза выглядела как бы незаконченной, что невольно призовёт человека к тому, чтобы домыслить, а значит, и осмыслить.

Следует широко использовать примеры, образцы, определения. Одно утверждение (умозрительное) поддерживается другим (фактическим). Не следует пренебрегать и общепринятыми ассоциациями. Так, воздействие слова "хитрость" будет мощнее, если рядом с ним произнести - "лиса".

Любое убеждение основывается на прояснении смысла темы обсуждения. Но, как правило, в начале диалога оба участника уже обладают полнотой мнения, а это значит, что они не нуждаются в его дополнении. Вот поэтому, прежде всего, надо аргументировано доказать не свою правоту, а ошибочность точки зрения оппонента.

И лучше всего для этого послужит то, что сможет его удивить, поразить, поставить в тупик. И всё это производится посредством слова, которое обладает верой, волей и властью. Вере соответствует пафос, воле - очевидность, а властности - необходимость. Так из отдельных чувств создаётся цельный образ.

При создании образа надо учитывать следующую, присущую ему особенность: он всегда должен быть дуальным, без чего было бы невозможно проявление силы. Поэтому образ должен быть логически доказательным и, как следствие, - убедительным. Его формула: внешняя форма + внутреннее содержание.

Где форма тяготеет к привычному, предпочтительному стандарту, а содержание - к высокой степени вероятности. Сила фразы заключена в гармоничном симбиозе знака и его значения. Творческий акт при создании фраз выражен свободной компоновкой сл. дуальных значений: убеждающая ясность и услаждающая красота.

П. Веденин, 06.03.2006

П. Л.:
Создать образ ещё не означает его внедрить. Поэтому так необходимо иметь навыки как участника процесса (включения), так и наблюдателя за ним (отстранения). Эта параллельность важна ещё и тем, что только таким образом можно отслеживать количественную и смысловую плотность вводимой информации.

Её насыщенность должна быть выраженной, когда речь идёт об основных значениях идеи, и убывающей к периферии. Для этого используется принцип "волновой" интонации, который я называю "звуковой иероглиф". Импульс тона чередуется с замиранием, ускорение - с замедлением, повышение - с понижением.

"Знаковый иероглиф" фразы предназначен для того, чтобы выразить её основной смысл, значение. Он должен быть непоколебимым, устойчивым и доказательным. Его "лицу" надлежит быть легко узнаваемым, авторитетным и презентабельным. Кредо такого иероглифа звучит, как "всегда".

Также для регуляции силы давления фразы используется и такой приём, как "жестовый иероглиф". Он своими движениями как бы обрамляет фразу, придавая ей то динамику полёта, то неподвижность парения. Он может придать фразе остроту клинка, но при желании легко превращает её в мягкое опахало.

С помощью этих способов легко оперировать в ментальном пространстве, властвуя не только в мысленных формах, но и формами мыслей. Отсюда становится возможным строить речь таким образом, чтобы в её конструировании принимал участие и сам оппонент, невзирая на исходные разногласия.

Это становится возможным тогда, когда оператор использует опережающие приёмы, причём не только в отношении словесного выражения, но даже при организации мысленной формы. При этом очень важно использовать разделение фразеологических блоков на паузы осмысления.

Можно позволить себе условно разделить оппонента на два лица. И обращаться к ним соответствующим образом. То есть по отношению к одному выражать доброжелательность, а в отношении другого делать резкие замечания. Это позволит создать стержень общности, которую уже можно развивать.

П. Веденин, 07.03.2006

П. Л.:
Имеется ещё ряд приёмов, усиливающих воздействие фразы. Например, можно использовать т.н. фигуры прибавления, когда слова, повторяясь, создают увесистый и пробивной звуковой "кулак". В других вариантах можно применять фигуры убавления.

Умышленный пропуск слова делается для того, чтобы оно было домыслено. Причём опускаются слова, имеющие повелительное наклонение - таким способом добиваются ещё большего усиления фразы. Оппонент сам проговорил недостающее слово, хоть и про себя. А невысказанная мысль подобна молнии, закономерно вызывающей гром.

Также действенны и фигуры размещения. По сути, это обыкновенная фраза, но с необычным порядком слов. Такое нарушение сразу же замечается и непроизвольно реструктуризируется. А по факту человек ещё раз проговаривает данную фразу, которую в иной подаче мог бы и не заметить. Конструируя определенный концепт, следует учитывать то воздействие, которое могут оказывать звуки как при своевременной их подаче, так и акцентуации (системе ударений). Насыщая слово индивидуальным тембром, звуки способны усиливать смысловой контекст, придавая ему дополнительную энергию.

И что знаменательно: такое восприятие происходит бессознательно, а значит, и более действенно. Так, вибрирующая согласная "р" соотносится с открыто выраженной угрозой. А вот шипящие "ш" и "с" - со скрытой, затаённой опасностью. Плавные "м" и "л" действуют размягчающее и умиротворяющее.

Звук "у", как правило, ассоциируется с печалью и унынием. А вот гласное "и" стимулирует слушателя и даже способно провоцировать в нём возмущение. Звук "о" призывает к объёмному восприятию, усилению чувств. В то же время, звук "а" непроизвольно вызывает чувство радостного ожидания, перемен.

Возвращаясь к согласным, хочется упомянуть о той силе, которая заключена в звуке "т". Он является указателем места, его кредо - точность, пунктуальность, обязательность. Но одновременно с этими значениями он обладает ещё одним эффектом - способностью к стопору, остановке и удержанию внимания.

Таким образом, речь идёт о том, что все звуки в большей либо меньшей степени способны влиять на создание определённого состояния восприятия. Кроме того, в этом же стиле могут быть использованы не только отдельные звуки, но и их сочетания, силу которых следует учитывать при построении фраз.

* * *
До сих пор мы говорили о различных приёмах, использование которых должно усилить воздействие на слушателя. Теперь можно перейти к тому разделу, где будет показано, как строится тактическая схема процесса убеждения.

Конечно, программа действия каждый раз создаётся заново, с учётом особенностей места, времени, причин и характеристик каждого из участников разворачивающегося события. Но принципиальные моменты - универсальны. Однако и места для индивидуального творчества здесь предостаточно.

Как мы уже говорили, любой процесс должен начинаться с тщательной разведки. Достоверная информация, полученная в упреждающем режиме, является чуть ли не половиной успеха. Затем необходимо провести аналитическое исследование имеющихся данных, и на этой основе получить ясное видение темы.

После чего следует заблаговременно рассчитать и обозначить диспозицию каждого из участников. Она должна быть чётко определена и рельефно выделена. Вслед за этим расписывается последовательность действий - сценарий, предписывающий конкретику поведения: разведка, зачин, наступление, отступление, манёвр, подчинение и концовка.

П. Веденин, 08.03.2006

П. Л.:
Теперь, непосредственно перейдя к построению тактической схемы процесса убеждения, можно заняться разметкой для так называемой врезки. То есть определением мест, где уместно вставлять и даже концентрировать различные средства, призванные акцентировать мощность слова, фразы, усиливая либо снижая напор.

Композиция предполагаемого процесса убеждения, как правило, дуальна, и состоит из двух противоположных методов воздействия: постепенного и медленного наращивания аргументации, а также внезапного и резкого их обрушивания. Первый вариант способствует расположению, а второй - созданию шоковой ситуации.

Но это всё будет потом, а сначала для имеющегося сценария требуется создать тематическую установку. Сюда входит, прежде всего, привлечение внимания посредством обращения к слушателю, и здесь важно не только актуализировать тему, но и представить себя в выгодном свете.

Также данная тема должна иметь собственное имя, ведь именно с момента обозначения она начинает жить, потому что, заявившись в конкретном выражении, ей выделяется место в общем судьбоносном процессе. Поэтому надо не только объявить имя темы, но и дать ей подзаголовок, вводящий в курс дела.

После чего следует этап просвещения слушателей посредством введения их в историю вопроса. Необходимо красочно и подробно описать как возникновение самой проблемы, так и её развитие. Важно уже на этом этапе выделить те моменты, которые могут впоследствии оказаться ключевыми.

И, наконец, для внимания и осмысления подаётся то состояние вопроса, которое имеется на сегодняшний день. Для рельефности подачи этого материала производится демонстрационный перебор всех возможных вариантов решения, после чего каждый из них столь же аргументировано отвергается.

"Фишка" данного приёма в том, чтобы оставить не озвученным тот самый вариант, который предполагается утвердить, как единственно приемлемый и достойный. Пусть желаемый вектор решения возникнет, как само собой разумеющийся и поданный самим слушателем.

Одновременно с этим, ещё до озвучивания окончательной формулировки решения, надо в упреждающем режиме производить не только разбор, но и отвод всех возможных аргументов тех оппонентов, которым последнее предложение может прийтись не по вкусу.

Так расчищается место для идеи.

* * *
И вот теперь наступает очередь для проявления знания психологических тонкостей, владения нюансами эмоциональной сферы человека.

Как известно, эмоции служат крыльями мыслей. Следовательно, управляя подачей энергетических импульсов, можно влиять на склонность к согласию.

Очень важна концовка вступления, обобщающая все ранее сделанные усилия. Такое своеобразное резюме подводит фундамент под всю тему.

А какова основа, таким и окажется строение. Вот почему в ходе обобщения так важно сцементировать все детали речи, объединив их причинно-следственной связью.

Делается это следующим образом. Для начала произносится "вердикт", не только утверждающий саму основу для беседы, но и всё то, что может за этим последовать.

После чего, в режиме совещания, предлагается не просто обсудить случившееся, но и совместно выбрать перспективу выхода из затруднительной ситуации.

Так создаётся и возникает смычка между тем, кто говорит, и теми, кто слушает. Когда удаётся организовать союз единомышленников, необходимо закрепить его узы.

Здесь будут к месту западающие в душу торжественные фразы, высокопарные лозунги и т.д. В общем, всё то, что играет на эгоистических чувствах важности, значимости, причастности к великому.

И завершается такое общение пафосным монологом, который звучит, как обращение к единомышленникам и союзникам. При этом следует учитывать одну, очень важную деталь.

Хоть речь и произносится по отношению к аудитории, но у каждого из присутствующих должно остаться впечатление, что оратор обращается именно к нему, и что именно от его слова зависело положительное решение данного проекта.

П. Веденин, 09.03.2006

П. Л.:
Это заключающий выпуск свода текстов, посвященных рассмотрению ОСВ и МЛУ.

В нём давайте поговорим о композиции, в рамках которой должен происходить контакт, ставящий себе целью отчасти убедить, а, при необходимости, и принудить оппонента с помощью вербального общения.

Надо сразу же обратить внимание на то, что данная конструкция делится на две части. Первая служит для предварительной обработки, а вторая - для окончательной. Причём каждая часть так же имеет начало и завершение процесса. Речь идёт о вводе и выводе из состояния.

И таких композиций, отражающих всевозможные варианты, будет четыре. Их отличает вход и выход из каждой части, имеющей свою пару.

Первый вариант предполагает мягкий ввод в первую часть и директивный вывод. После чего продолжение, которое следует без паузы, начинается с плотного прессинга, но завершается мягким тоном согласия.

Второй вариант начинается с агрессивного прессинга, но затем, постепенно уменьшая свою активность, плавно снижает этот напор. И вторая часть, служащая для вывода из состояния, начинается так же мягко, как и заканчивался ввод. Но завершающая фаза вывода теперь уже производится категорично, резко, требовательно и безапелляционно.

Третий вариант предусматривает то же начало, как и в первом варианте, но вывод происходит, как во втором.

Четвёртый вариант ввода соответствует второму, но вот вывод отличается тем, что он подобен первому.

Каждая из частей служит для создания определённых условий, при которых по максимуму будет реализовываться заложенная в них целевая программа воздействия, соответствующая конкретному психическому типу лица, подвергаемого программированию.

Так, первая часть, как уже говорилось, предназначена для ввода оппонента в требуемое состояние восприятия, которое характеризуется минимизацией критичности и даже её полным отсутствием. После чего его насыщают информационным блоком специально подобранных данных.

Затем с этим материалом работают, имея целью развитие данной программы. При этом основной акцент делается на форму подачи. Ну, а регулируется этот процесс степенью жёсткости при подаче материала, производимого оператором, исполняющим роль информатора.

Вторая же часть служит для вывода оппонента из одного состояния и ввод в другое, в котором им бы не осознавался сам факт закладки в него целевой программы. После чего следует директивный блок, призванный укрепить решимость сознания в следовании курсом заложенной в него программы.

Теперь эту решимость требуется закрепить, чтобы она могла бы противостоять любым, разрушающим её целостность, усилиям, идущим как изнутри самого человека, так и со стороны его окружения. Акцент в этой части программирования делается на смысловое содержание и его идейную составляющую.

Управляется этот процесс во второй части так же, как и в первой, т.е. степенью жёсткости, но теперь уже не подачи информационного материала, а отношением к личности слушателя, где оператор уже представляется в роли ведущего инструктора.

П. Веденин, 10.03.2006
 

Здравствуйте.

Статьи темы "Стратагемы" (направленной на обучение искусству общения, утверждающего личную позицию) публиковались нами в последний четверг каждого месяца, начиная с 29.07.2004 г. И, как известно, всё, что имеет начало, имеет свое завершение.

Пришло время, вместе с окончанием уходящего года, финишировать данной цепочке выпусков. Теперь рекомендуем, что называется, "за один присест" прочитать все тексты по ОСВ и МЛУ, уже не отделяя изучение этой серии интервалами времени. Это позволит, имея усвоенную базу, перейти на иной качественный уровень осмысления раздела "Стратагемы".

И, в преддверии Нового, 2008 года, от имени школы "ВВ" поздравляю всех читателей с этим сказочным праздником перехода из одного времени в другое. Желаю исполнения задуманного – всего того, что вдохновляет нас на новые свершения, позволяя достигать поставленных (даже долгосрочных) целей и, в то же время, постоянно находиться в бесконечном процессе творчества - в счастье устойчивого неравновесия.

Всех благ и с уважением,
Ли Хоа, 27.12.2007

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии