Соприкосновение "думающих рук"
Выдержка из 1 главы
"...Очень долго и старательно Стефан отрабатывал с Зангом так называемые "формы соприкосновения", прекрасно понимая, что это фундамент будущего мастерства, который должен быть массивным и прочным.
Часами стоя друг против друга в прямой стойке, они трудились над пластичностью, синхронностью и определенностью "рабочих" линий; нужно было учитывать и то, что рабочие линии делились на отводящие и приводящие, и они всегда должны были организовываться относительно центральной.
Центральная линия была постоянной и соответствовала прямой, условно протянутой между вертикальными осями двух бойцов. Это была даже не линия, а вертикальная плоскость, потому что она располагалась в продольной оси по всему росту тренирующейся пары. Так вот, эта плоскость была постоянной не только по направленности, но и по расстоянию, разделяющему партнеров, и соответствовала длине рук, вытянутых вперед от прямых плеч.
Взгляд каждого из бойцов направлялся строго по этой плоскости в перекрестье линии плеч и вертикальной оси. Внешне эта зона находилась в горловой ямке, между ключицами, но фактически ее надо было чувствовать в глубине тела. И как бы ни вращалось, двигаясь, тело, голова, а вместе с нею и взгляд, как у змеи, всегда был направлен на это "материнское" место.
Рабочий треугольник сил для рук был образован двумя точками, определяющими разлет плеч, а третьей, вершиной, становилась точка в ямке горла противника. Рабочий треугольник сил для ног складывался следующим образом. Пятки, находясь строго под плечевыми точками, составляли две основы устойчивости.
Стопы были направлены вперед, но не параллельно, а под сходящимся углом, местом соединения которых являлась проекция в нижнюю точку оси противника. Эти две боковые линии, созданные расположением стоп, служили для подвижности. Причем подвижности не только поступательной, но и вращательной, вокруг оси, за счет поворота бедер внутрь зоны.
Руки в этом треугольнике отношений располагались так. Кисти были раскрыты и находились перед грудью, причем ребра ладоней смотрели на противника, а пальцы - вверх, запястья при этом прогибались. Вертикальное положение кистей обеспечивало сжатие с двух сторон центральной плоскости. Выдвинутая же вперед рука располагалась несколько выше задней, примерно на величину ладони.
Локти были согнуты на угол примерно в сто тридцать пять градусов и опущены вниз, хотя и не прижаты к ребрам. Плечи опущены, спина прямая, голова приподнята, взгляд свободный. Опора на всю ступню.
Кроме того, формы соприкосновения практиковались и в позиции "сидя на пятках". Это позволяло максимально сосредоточиться на чувстве рук и работе поясницы, как основному генератору, обеспечивающему скорость перемещения тела и устойчивость позиции.
Все это зависело от того, насколько у бойца была проявлена чувствительность. Начиная развивать формы соприкосновений, надо было "слышать" и понимать то, что происходит в зоне, образованной треугольниками одного и другого партнеров.
Именно осознание процессов, наполняющих зону отношений, характеризовали уровень мыслительных процессов каждого. Это было очень важно, так как победителем мог стать лишь тот, кто быстрее и точнее мыслит. Ведь в мыслительный процесс входит весь спектр возможностей сознания.
Интересно то, что для рук имелось лишь три формы приложения силы. Рука могла бить, давить или занимать исходную позицию на центральной плоскости.
Вероятность удара образовывала одну из двух рабочих линий – линию ускорения. Необходимость парировать удар создавала вторую рабочую линию – взрывную. И та, и другая относились к тому проявлению силы, которое было названо "бьющим". Давящая работа рук предназначалась для контроля захваченной руки противника и связи двух линий – ускорения и взрывной – в единую смысловую цепь.
Базовое положение рук обеспечивало контроль центра, а значит, и всей зоны. Кроме того, не будучи задействованной в физическом контакте, эта позиция, тем не менее, обеспечивала психофизическую поддержку работающей руки.
Тренируясь по формам соприкосновения, в трех положениях (привод атаки; отвод-блокирование; переход на возможность новой атаки и поддержка базовой руки), каждый ученик пока работал только одной рукой.
Вообще, эти тренировки пробуждали в Стефане ощущения, сходные с теми, которые возникали у него при медитативной практике. Учитель однажды так и сказал: "Медитация движений". В ходе таких занятий в сознании ученика стало возникать стойкое ощущение некой отчужденности.
– В тебе просыпается Наблюдатель, - объяснил старик, – это очень важное состояние, ведь один лишь участник весьма ограничен в своих возможностях. Он скован ответственностью и желанием. Наблюдатель же безличен, его цель – качество, безупречность процесса, а не результативность, как итоговое достижение.
Из этого положения в школе и возникла идея разделения процесса на две составляющие: предшествующий этап и последующий. Именно их осознанное слияние и создает то настоящее, контроль которого обеспечивает безопасность, причем на любом уровне взаимоотношений.
Так была образована концепция "думающих рук"...".
П. Веденин, Ли Хоа, 2006