Встречный ветер
Небосвод идей => Психологическая помощь => Лидерство => Тема начата: Ли Хоа от 28 апреля 2003, 04:00:00
-
Вопрос 1:
21.04.2003 18:50 Юрий
Здравствуйте!
У меня возникла следующая проблема. Недавно у П.Д.Успенского я прочитал о том, что у человека имеется множество "я", некоторые из которых даже не знакомы друг с другом. Понаблюдав за собой я был вынужден признать, что во мне существует множество субличностей, масок, что выражается в последствии в некотором конфликте личности. Т.е. существует например половина, которая культивирует саморазрушение, как стиль жизни и делает это весьма профессионально, изощренными безумными способами. В то время, как есть личность тянущаяся к покою, к совершенствованию себя...
Саморазрушение, это моя позиция в прошлом, моя личность, которая не исчезает и остается, в то время как что-то изнутри зовет, призывает изменится и выбраться из того глубокого мрака куда я себя привез ранее... Попытки выбраться кажутся столь мизерными и бесполезными, на фоне неудач столь частых и угрожающе растущих в своих разнообразных формах, что в итоге я нахожусь в постоянном напряжении, стрессе, которые тяжелой горой лежат на плечах и оголяют нервы. В общем, есть ли способ совладать с самоедством, напряжением в виду осознавания своей слабости перед лицом той ловушки, которую я себе сотворил. Потому как известно, что чувство вины и т.п только истощают и не приносят пользы. Есть ли способ совладать с этими стонами изнутри, которые забирают много сил?
Ответ 1:
Здравствуйте, Юрий.
Ум, который является осознавателем, в силу своей проявленности занял лидирующее положение в нашем сознании. Однако, как мы уже сказали, ум - всего лишь осознаватель, который узурпировал власть, подавив остальные процессы, идущие в психике.
А это, прежде всего, базовые черты характера (унаследованные генотипом) и нравственная надстройка (созданная на фундаменте характера посредством практического опыта жизни).
Естественно, что ум, самовольно заявивший себя на царствование, старается показать себя этаким "розовым и пушистым", а все остальное относится к темному и негативному. Так наша психика получила две грани: светлую, где торжествует ум, и темную, где томится вторая составляющая психики.
Невзирая на дискриминационные меры, которые использует ум, теневая часть сознания все же пытается бороться против диктатора. В результате наше "Я" получает внутриличностный конфликт.
С одной стороны, такая борьба идет по правилам конкуренции - и это работает на повышение общего статуса психики, так как таким образом происходит естественное развитие.
И все же в некоторых случаях, когда такая борьба выходит за рамки нормы, мы можем становиться свидетелями негативного психического состояния. Представьте себе, что ум и теневая часть психики являются балансирующими системами на оси "Личностного Я".
Это напоминает движение ног человека при ходьбе. При беглом взгляде кажется, что ноги соперничают друг с другом за право быть лидером. Но это соперничество, видимо, нравится центру, которого эти ноги, в результате, несут вперед.
К тому же, управляя этим соперничеством, центр способен совершать различные маневры. Отсюда можно сделать вывод, что соперничество само по себе не является ни негативом, ни позитивом. Это просто процесс взаимоотношений.
Но станет ли это тем или иным, зависит от того, кто управляет этим процессом, то есть от силы "Личностного Я", которое и является главным куратором этого процесса. Поэтому, если наблюдается сбой в психике, в первую очередь надо обратить внимание не на участников это действа, а на того, кто ответственен за его качественное состояние.
Теперь о Вас. Судя по тревожному тону письма, Вы столкнулись именно с такой проблемой. То есть жизнью была выявлена слабость организаторских и управленческих способностей Вашей личности.
На вопрос: "Можно ли с этим что-либо сделать?", - могу ответить совершенно определенно. Сделать не только можно, но и необходимо. Мало того: делать это нужно как можно скорее, пока кризис не набрал большой мощности.
И последнее: "Что делать?". Если бы Вы столкнулись со слабостью Ваших рук, Вы, скорее всего, взялись бы за гантели или эластичный жгут. Столкнувшись со слабостью ног, Вы, наверное, предпочли бы бег и т. д. То есть ответ очевиден: если какая-то функция слаба, ее надо тренировать, причем тренировать целенаправленно и планомерно.
Психика в этом плане не является исключением. Поэтому если Вы посчитаете необходимым внять нашему предостережению и принять предложение, то Вы можете начать занятия по коррекции сознания так скоро, как Вы этого захотите. Школа "Встречный ветер" готова протянуть Вам руку помощи.
С уважением,
П. Веденин
Вопрос:
21.04.2003 20:18 Неизвестный
Сумасшествие - болезнь? Где есть грань между сумасшедшим и не? Слова "Amortus Diablo Quimbeca" говорят вам что-нибудь?
Ответ:
Здравствуйте.
Сумасшествие, естественно, является болезнью психики, однако ее проблемы трудно поддавались и продолжают трудно поддаваться классификации. И всё же есть один критерий, точно указывающий на то состояние психики, которое можно без ошибки определить как болезнь.
Это неспособность контролировать и управлять своими мыслями и действиями. Поэтому, мне кажется, что мы все (люди), в той или иной степени являемся типичными шизофрениками.
Но для одних синдром расщепленного сознания является трагическим состоянием (так как он влияет на жизнь человека), для другого же это этапное состояние развития его сознательности.
Ведь он, его воля, в этом процессе - процессе жизни - являются ведущими, невзирая на все трудности и сложности, связанные с состоянием расщепленности сознания.
К сожалению, выражение, о котором Вы спрашивали, мне не знакомо. Однако если Вы потрудитесь перевести его смысл на русский язык, то мы сможем поговорить с Вами и об этом.
С уважением,
П. Веденин
Вопрос 2:
24.04.2003 16:53 Юрий
Здравствуйте, П.Веденин!
Большое Вам спасибо за интересный и поучительный ответ, а также за протянутую руку помощи.:) Я бы очень хотел позаниматься корректировкой своего сознания, не в малой степени из-за того, что изрядно запутался в самом себе, в своих ментальных процессах, и никак не могу распутать этот узел противоречий, который представляет из себя моя психика и ум. Однако мне было обьяснено ранее, что любая работа по корректировке сознания не может проводиться дистанционно, так как это совершенно не эффективно. Максимум на что годится такая работа, это попытки исправить сбои в мышлении... Лично я не могу утверждать ни этого, ни обратного, потому как не имею никакого опыта такой работы с сознанием.
Мне очень понравилось Ваше обьяснение о причинах возникновения внутриличностных конфликтов. Это было обьяснено для меня по-новому и очень увлекательно. И Вы очень верно заметили о моих слабых управленческих и организаторских способностях, выявленных именно, как Вы правильно выразились, жизнью. Эти слабости в некотором смысле ужасают, но мне никак не докапаться до причин этих слабостей, и не выпрыгнуть действием за рамки интеллекта.
У меня возникли еще вопросы.:))
1. Вы сказали что противоборство "темной" и "светлой" сторон личности между собой срабатывает как естественное развитие. Ваш пример с кажущимся противоборством ног довольно доходчив, но мне не спроецировать этот пример на внутреннее развитие. Не могли бы Вы обьяснить как происходит внутреннее развитие на базе таких противоборств?
2. Что составляет "Личностное Я" человека? Это то эго, с которым принято расставаться в эзотерической литературе? Судя по Вашим словам, оно должно быть цельным, чтобы являться куратором процесса "противоборства ног", то есть сильным и волевым, а главное единственным. Мне кажется, что я раздробил свое "Я" на множество маленьких "я", которые по ошибке отождевствляю с состояниями психики, или же теми масками, которые сформировались, как следствие моих взаимоотношений с социумом, в разных его проявлениях. У меня есть еще несколько версий по этому поводу, частенько прожевываемых умом, который ко всему понимет, что ничего не понимает:))) и в итоге я совсем потерял свое "Я" и совсем не способен обьяснить себе - кто, зачем и почему принимает решения и почему действует так неразумно и разрушительно по отношению к себе.
Еще раз благодарю Вас за Ваш ответ.
с уважением, Юрий
Ответ 2:
Здравствуйте, Юрий.
Свой ответ хочу начать с того, что категорически не согласен с теми, кто убеждал Вас в том, будто бы занятия на дистанции малоэффективны.
Не хочу приводить каких-то особых доводов, подтверждающих мое убеждение в том, что занятия по саморазвитию в большей степени зависят не от общения ученика с учителем, а от его непосредственной работы с самим собой.
Видимо, каждая сторона будет находить различные доводы и аргументы в свою пользу. Однако лучше всего сможет ответить на этот вопрос опыт. Зачем ломать копья в бессмысленном споре? Попробуйте - и Вы убедитесь, кто прав, а кто нет. Это первое.
Далее. В начале Вашего письма звучит фраза о том, что Вы, в принципе, были бы не прочь "позаниматься" коррекцией сознания. Вот здесь я хочу сделать принципиальное заявление: если Вас действительно интересует результат, то и отношение к процессу должно быть соответствующим.
Отсюда: если Вы хотите провести полноценную коррекцию своей сознательности, то термин "позаниматься" не подходит. Это должны быть качественные, длительные и очень ответственные занятия, иначе лучше просто не браться за это дело.
Теперь к вопросу о тех причинах, которые повинны в том самом дисбалансе Вашей сознательности. Наиболее доходчиво и толково может дать Вам объяснение только тот, кем Вы сами являетесь.
Единственное, что для этого требуется: выработать механизм, при помощи которого можно совершить перевод знания в осознание. Собственно говоря, предлагая Вам занятия, я имел ввиду как раз активацию такого механизма. Кстати, его даже не надо создавать - он уже есть в каждом человеке от природы.
И теперь ответы на непосредственные вопросы. Существуют два вида противоборства, которые, в принципе, определяются как конкурирующие субстанции, но в частностях имеют диаметральное направление. К примеру, рассмотрим две противоборствующие единицы, целью которых является дискредитация противника и актуализация себя перед Хозяином.
В данном случае такой Хозяин, скорее всего, окажется в бедствующем положении, потому что подобная схватка закончится не только истощением сил у обоих противников, но и возможно уничтожение одного другим. Что же в итоге получает Хозяин? Я думаю, это и так понятно.
Однако имеется и другой сценарий противоборства, в котором те же две единицы борются друг с другом не за то, чтобы подавить другого, а проявляют свою активность, конкурируя между собой перед Хозяином тем, кто из них лучше, больше и качественнее произведет полезного.
Как видим, в результате такого противоборства, каждая из единиц будет искать и находить все новые и новые ресурсы и возможности для того, чтобы полностью открыть перед Хозяином свои способности. И теперь Хозяин получает очень много - он богат, в то время как при первом варианте он стал банкротом.
Понятно, что в одном случае мы описывали болезненное состояние психики, а в другом - нормальное, естественное, тем более, что природа создала принцип двойственности именно для того, чтобы он стал монадным, а не разрушающим.
И о "Личностном Я". Многие системы радикального толка нередко требуют наведения некой стерильности в сознательности человека, почему-то считая, что они имеют право на то, чтобы самовольно что-то убирать, добавлять и так далее.
Наша школа считает, что природные вещи - это механизмы саморегуляции, данные нам природой для того, чтобы, в соответствии с ее законами, сознание человека развивалось в позитивном направлении.
Поэтому, если есть такая функция, как Эго, значит, есть смысл в ее проявленности. Другой вопрос, как правильно она действует, насколько она полезна. Именно с этим вопросом связано наличие в нас этих функций, а не с тем, что есть хорошие и плохие.
Но вернемся к "Личностному Я". В нашем определении, оно не является той деталью сознания, которую дала нам природа. И все же природа участвовала в ее создании - опосредованно. Это значит, что природные механизмы создали определенные условия, в которых это "Личностное Я" проявилось.
Например, я Вам даю пять деталей: "один прибавить два равно вопросу". Естественно, Ваш процесс мышления тут же займется решением этой задачи. В результате появится: "1+2=3".
Как видим, природная установка соблюдена, так как сохранились все пять заданных позиций, но одна из них была изменена, потому что стала итоговой. Примерно таким образом наше сознание, обладая необходимыми вводными данными и механизмами их взаимодействия, подтолкнула ум к решению этой самой задачи, где итоговым знаком стало "Личностное Я".
Чтобы показать это на конкретном примере, я назову вещи своими именами. Итак, под цифрой "один" идет интеллект. Под цифрой "два" - двуликий ум. Психика несет знак "плюс", а стремление к жизни определяется знаком "равенства". "Вопрос" означает смерть, а "Личностное Я" - жизнь.
Надеюсь, я не очень "загрузил" Вас этими схемами, но, на мой взгляд, они являются наиболее близкими к тому, что происходит на самом деле в сознательном поле.
И последнее. Чем же все-таки является "Личностное Я"? Мне кажется, что наиболее подходящим сравнением будет следующее.
Представьте себе, как два лазерных луча (причем один из них двойной), соединяясь в точке пространства, создают некое голограммное изображение, которое, являясь производным этих лучей, начинает действовать по определенной программе.
В результате этого оно получает возможность влиять на накачку этих самых лучей. Так вот: это самое голограммное образование и будет тем самым "Личностным Я", о котором Вы спрашивали.
Теперь вернемся, еще раз, к Вашему "Личностному Я". Как следует из Вашего определения, оно не является целостным, а раздробленно на несколько мелких и разобщенных. Если вернуться к нашей голограмме, то можно сделать следующий вывод.
Те субличности, которые своей энергетикой создали "Личностное Я" (а оно создано, иначе бы Вы не имели сознательности), тем не менее, работают неслаженно - и в результате "Личностное Я" не выражено.
А если царь слаб, то "править бал" начинают придворные. Вот та дилемма, которую надо решить. То есть: "Как создать мощный центр из отдельных составляющих?", и "Как внимание этого центра направить на регулировку взаимоотношений этих самых частей?".
Заметьте: это вопрос о "яйце и курице". И все же, считаю нужным утверждать: сначала была курица, а потом было яйцо. Так и в нашем случае: сначала была образована психика из субличностей, а затем, в фокусе их энергетик, было создано "Личностное Я".
С удовольствием продолжу с Вами беседы на тему личности и сознательности. Не стесняйтесь задавать вопросы по поводу возникающих у Вас идей, даже если они покажутся Вам неадекватными. Мне кажется, что от такой активности наш диалог только выиграет.
С уважением,
П. Веденин
Вопрос 3:
28.04.2003 18:58 Юрий
Здравствуйте, П.Веденин!
По поводу занятий я сразу хочу сказать, что нуждаюсь в подобной работе сейчас, возможно, даже больше чем когда либо. По какой схеме будут происходить занятия и не будут ли они обременительными для Вас? Мне бы не хотелось навязывать себя.
Предложенные Вами статьи я еще не успел прочитать, сделаю это в ближайшее время.
Вы писали ранее, что ум - это осознаватель. Я недавно прочитал у Р.Уилсона в "Квантовой Психологии", что ум - это интерпретатор. То есть получается, что у обычного человека процесс восприятия затемнен интерпретациями ума, который вешает ярлыки на те или иные явления, для того чтобы быть способным ими оперировать. Кроме того в итоге получается, что явления, для которых у ума нет каких-либо ярлыков или описаний проходят мимо человека незамеченными словно вовсе не существуя реально.
Слово "осознание" для меня несет в себе понятия знания, которое выходит за рамки описаний ума. Знания непосредственного, исходящего из опыта. Возможно я путаю понятия или смешал их, но мне кажется что то что содержится в моем уме относительно окружающего мира и меня самого не имеет отношения к реальности. Если только очень и очень условно.Что Вы думаете по поводу этого?
Мне кажется то у человека (обычного), что он считает набором некоторых знаний о себе и о мире, является неким защитным щитом от огромного океана бытия, в котором находится его сознание. Определенный набор описаний в уме складывается в некий узор, картину, которая становится в дальнейшем картинкой мира в голове человека, картинкой его самого в этом мире, чего на самом деле нет. Эти своеобразные иллюзии являются опорами для человека, опираясь на которые, он выстраивет свою жизнь, действует, двигается. Я писал это к тому, что столкнулся с некоторым сбоем в такой системе. Мне хотелось спросить нормально ли испытывать своего рода замешательство, когда рушаться представления в голове о мире и приходит понимание того, что он огромный, необьятный, непредсказуемый, а местами шокирующий своими проявлениями? Нормально ли испытывать дискомфорт от ощущения ограниченности своего ума, в который не влезает вселенная?
с уважением, Юрий
Ответ 3:
Здравствуйте, Юрий.
Я думаю, что испытывать замешательство человеку, столкнувшемуся с чем-то грандиозным (перекрывшим все прежние представления), естественно и нормально. (Было бы странно, если бы на подобную контрастность он прореагировал вяло или даже не заметил ее вовсе).
Именно такая реакция указывает на то, что Ваша сознательность находится в норме, так как сумела включить в данной ситуации оценочный механизм и осмыслить действительность.
Также, я думаю, вполне нормально испытывать дискомфорт от того, что разрешительная способность мыслительного механизма и информационный объем, предлагаемый внешним миром, являются неадекватными.
Всегда хочется получить все - это естественное желание человеческого Эго. И когда понимаешь, что ЭТО - вот оно - бери - и нечем, то подобная ментальная импотенция не может не вызвать чувства разочарованности и дискомфорта.
Но именно дискомфорт должен вызвать нетерпимость к данному положению вещей с тем, чтобы создать побудительный мотив, который подтолкнет Вас к кардинальным мерам, через которые Вы увеличите разрешительную мощность Вашего мышления, и информационная бесконечность уже не будет казаться такой бездонной.
Всегда вопрос следует ставить так: "Все то, что снаружи - значения не имеет. Значение имеет только то, что внутри меня". Именно этим и следует заниматься как процессом, на который Вы можете влиять.
Теперь о занятиях. Ни о какой обременительности для нас не может быть и речи. В противном случае, я никогда не предложил бы Вам стать учеником. Поэтому, Вам следует настроить себя на работу самым конструктивным образом.
Теперь о программе занятий. Давайте сделаем так: отложим разговор об этом на несколько поздний срок, так как в первую очередь следует ознакомиться с тем информационным материалом, который мы Вам рекомендовали.
Желательно, чтобы Вы не только нашли время для изучения этих статей, но и в будущем не находились в зависимости от временных цейтнотов. В противном случае, занятия будут малоэффективными и не принесут никакой пользы.
Вы пишите, что нуждаетесь в этом сейчас больше всего. Именно поэтому в Ваших интересах начать процесс изучения.
С уважением,
П. Веденин