Встречный ветер

Небосвод идей => Библиотека => Объемная реальность => Тема начата: П. Л. от 15 марта 2003, 03:00:00

Название: Ценностные ориентиры человечества
Отправлено: П. Л. от 15 марта 2003, 03:00:00
Часть 1

В начале рассмотрения этой темы хотелось бы процитировать немецко-американского психолога Эриха Фромма из его книги "Психоанализ и этика":

"...Духом гордости и оптимизма была отмечена Западная культура последних нескольких веков: гордости за человеческий разум (а мы бы уточнили - ум), как инструмент познания и овладения природой; оптимизма в связи со свершением невероятных надежд человечества и достижением счастья для большинства людей.

Гордость человечества оправданна. Благодаря разуму (уму), человек создал материальный мир, реальность которого превосходит самые смелые мечты и фантазий сказок и утопий. Он заставил так служить себе энергию, что скоро она будет в состоянии обеспечить человечество материальными условиями, необходимыми для достойного и продуктивного существования.

И хотя многие из его целей еще не достигнуты, нет сомнения в том, что они - в пределах возможного и что проблема производства, которая была действительно проблемой в прошлом, в принципе разрешима. Идея единства человечества и покорения природы ради человека уже больше не мечта, а реальная возможность. Разве не вправе поэтому человечество гордится собой и верить в себя и свое будущее?

Однако современный человек чувствует себя все более обеспокоенным и озадаченным. Он трудится и борется, но одновременно осознает тщетность своих усилий. В то время как его власть над материальным миром значительно возрастает, в личной и социальной сфере он ощущает бессилие.

Создавая новые и более совершенные средства овладения природой, человек оказался запутавшимся в сетях этих средств и утратил понимание цели, единственно дающей им смысл, - самого человека. Став хозяином природы, человек превратился в раба созданной им же самим машины.

Овладев знанием природы, человек упустил важнейшие вопросы собственного существования: что есть человек, как ему следует жить и каким образом можно высвободить гигантские силы, дремлющие в человеке, и дать ему продуктивное применение.

Современный кризис привел человечество к крушению надежд и идей просвещения, под знаменем которого начинался наш экономический и политический прогресс. Саму идею прогресса называют сегодня детской иллюзией, а вместо нее сегодня в ходу слово реализм, обозначающий в сущности недостаток веры в человека.

Идея достоинства и могущества человека, которая дала ему силы и мужество для грандиозных свершений последних столетий, подверглась сомнению под действием мысли, что нам следует вернутся к состоянию беспомощности и ничтожности. Эта идея грозит разрушить те самые корни, на которых взращена наша культура...
"


Часть 2

Как мы видим, известный психолог (и не он один), остро чувствует возникшую проблему Западной цивилизации. Многие ученые мужи говорят, что идеи просвещения учили человека полагаться на собственный разум в деле утверждения этических норм, учили его опираться на самого себя в деле познания добра и зла, не прибегая ни к откровению, ни к авторитету церкви. Девиз просвещения: "познай", подразумевающий "доверяй знаниям", стал побудительным мотивом усилий и достижений современного человека.

Думаю, понятно, что вопрос заключается в следующем. Познай - это во-первых, а во-вторых - доверяй знаниям. Вот в этом и заключена основа проблемы. Требования государства, восхищение неординарными качествами сильных лидеров, мощная техника и материальный успех - вот чем стали теперь определятся нормы общества и его ценностные суждения.

Попытка рассмотреть проблему человечества с точки зрения психоанализа - это, конечно, в начале двадцатого века было весьма прогрессивно. Это, по сути, первая современная система психологии. До сих пор она имеет широкое применение. Ее недостатком является то, что там за основу взяты проблемы отдельного человека как целостной личности. Почему это является недостатком.

В данном случае в психоанализе принимают участие знания только психологии. А для того, чтобы возникший вопрос решить конструктивно, для этого необходимо исследовать проблему человека еще и с точки зрения философии. В таком случае исследования принесут больший результат, так как будет изучаться отдельная личность, находящаяся в целостном мире, с которым человек находится в постоянном и непрерывном единстве преобразований.

Поэтому если для психоанализа стали возможны исследования явлений, которые были недоступны для самоанализа (поскольку они вытеснялись из сознания человека), то магическое видение позволяет исследовать и изучать те аспекты, которые недоступны даже для психоанализа и подобным ему новейшим течениям.

Изучение человеческой индивидуальности, личностных характеристик должно обязательно рассматриваться не только с позиции одного человеческого характера и даже характеристик, свойственных человечеству, но также и с позиций характеристик, которыми обладает все живое. Нужно обязательно учитывать не только земную флору и фауну, но также и хотя бы ближний космос.


Часть 3

Эрих Фромм утверждает, что если только человек разберется в сути своего реального положения, дихотомиях, присущих его существованию, и осознает свою способность раскрыть все свои силы, то он преуспеет в решении задачи быть самим собой для себя самого и достичь счастья, в полной мере реализовав свои сугубо человеческие мечты: разум, любовь и продуктивный труд.

Очень важно разобраться в понятии двойственной природы человека. По этому поводу зачинатель неофрейдизма говорит, что если человек утолит голод, сексуальные потребности или жажду, то это еще не значит, что он сам будет удовлетворен.

Вот здесь очень четко прослеживается дуальность человека, потому что все эти потребности и им подобные возникают от желаний тела, а не души. Поэтому очень важно, чтобы человек удовлетворял кроме естественных телесных потребностей и духовные. Идеально, если потребности двух составляющих человека созвучны между собой, то есть в таком случае он мог бы удовлетворять и физические, и духовные желания.

Тезис "не хлебом единым жив человек" религия взяла за основу своего воздействия на человека и стала пропагандировать аскетический образ жизни, который призван умерщвлять или ослаблять "греховное" тело, для того, чтобы возвысить душу. Но такой подход неверен.

Как можно возвысить одно, если ущемляется второе? Нельзя за счет насилия возводить добродетель. Это нереально (http://www.5vetrov.ru/school/index.php?topic=956.0). Правильное решение вопроса заключено в синтезировании. Поэтому нужно стремиться к духовному не за счет подавления телесного, а за счет стимуляции тела и приведении двух половинок человека к единому знаку. Именно таким способом и пользуется система "Магии влияния".


Часть 4

Главная функция человеческого сознания - это мышление. И оно имеет огромное значение для стабилизации энергетического поля человека. Но надо знать, что оно имеет уровни развития и что начинается работа по развитию сознания с детства. Однако при воспитании делается грубая ошибка. Учеников пичкают огромным количеством информации, заставляют их часами сидеть над учебным материалом для того, чтобы они его усвоили.

И дети перегружены таким объемом информации. У них не только не хватает времени или сил на то, чтобы обдумать, переработать зазубренное. Они теряют сам интерес думать, потому что не видят в этом смысла. У них возникает впечатление, что до них все передумали и им нужно лишь зазубрить, ответить на уроке и благополучно забыть материал, освобождая место для следующей порции. Так вместо того, чтобы вырастать в мыслящих людей, они превращаются в эрудированных роботов.

При определенной усидчивости такие люди могут выглядеть, будто они действительно обладают качествами человека разумного, но в то же время они по сути ничего общего с ним не имеют. Мало того, они этого и не хотят. А зачем? Ведь никого из них не интересует то, каков он есть на самом деле. Всех интересует то, как он выглядит. Потому что именно это качество в нашем обществе является главным и основополагающим.

Происходит следующий парадокс. Считается, что личность человека формируется под влиянием взаимодействий между людьми, а также человеком и природой, а это в принципе неверно. Да, все эти взаимоотношения важны, но нужно понимать, что они в своем активе несут лишь одно: информационный материал, а формирование личности должно происходить внутри самого человека, потому что знания нельзя получить снаружи. Они выкристаллизовываются в нем как результат личных размышлений.

Мало того, знания не могут обеспечить полноценную продуктивную деятельность. Они еще должны апробироваться на практике. И при этом он сам и только сам должен делать выводы о ценности этих знаний или их недостатках с целью их дальнейшей коррекции и повторного приложения к практическим вариациям. Только такой процесс развития знания и является настоящим мышлением развитого человека.


Часть 5

Пустота и бессмысленность автоматизированной жизни приводит к неудовлетворенности и возникновению потребности в поиске новых, лучших, адекватных способов и норм жизни, которые могли бы стать для человека истинными.

В своей жизнедеятельности человек демонстрирует два вектора деятельности: активность и продуктивность. И они не всегда соответствуют друг другу. Ведь активность - это лишь прецедент процесса, но он может идти как на пользу, так и во вред. Активность очень расплывчата по своим характеристикам. Но вот продуктивность - это то, что получается в результате деятельности.

Продуктивность конкретного человека - это не есть просто реализация его сил, потому что при этом продуктивности может и не быть. Она возникает лишь в результате реализации знаний, рожденных внутри его самого. То есть продуктивный результат - это то, что человек достиг потому, что он именно так и думал, к тому и стремился, то и желал. Это было именно его решение, а не какой-то внешней силы.

Способность к продуктивности можно соотнести с разумностью действий. Она возникает не как результат деятельности ума или интеллекта. Это не то, и не другое, и даже не их сумма. Это третье - то, что мы называем разумом. И по настоящему продуктивен лишь тот, кто обладает таким сплавом двух составляющих человеческого сознания.

Отсюда в ценность такой деятельности можно относить не только материальные ценности, которые он производит, но и, самое главное, что главным объектом продуктивности является сам человек, в котором при этом улучшается мышление.


Часть 6

Проблема человеческого существования заключается в следующем. С одной стороны, ему кажется, что он отделен от мира и поэтому отделен. Но в то же время, как стадное существо, он не может вынести такую самоизоляцию, не может с этим смериться и начинает искать связи с другими людьми. Есть очень много различных способов для реализации этих связей, но не все они позволяют человеку сохранить свою целостность и индивидуальную уникальность.

Бывает, человек пугается, что может растратить эти качества, нивелироваться и начинает замыкаться в себе, приобретая черты аутичной личности. Словом, с одной стороны человек ищет общения, а с другой - избегает его, чтобы сохранить индивидуальность.

И таким образом ответ на парадокс заключается в том, что человек является продуктивным существом. И та продуктивность, которую он делает сам, по своей воле, и та деятельность, при которой он проявляет активность под принуждением - они различны. Вот в этом и находится ответ на этот парадокс.

Нужно понять следующее - человек в своей основе - дуальное существо, состоящее из реального тела и организующей его психики, а также из духовной сути. Поэтому когда мы говорим о том, что человек нуждается во внешнем мире, то нужно понимать, что общения ищет психика.

Когда мы утверждаем, что в человеке есть стремление сохранить свою личность, целостность и как бы закрываться в себе, то нужно понимать, что это состояние возникает из-за отождествления человека со своей духовной сутью.

Но раз мы говорим, что человек дуален, то поэтому очень важно, чтобы его деятельность была увязана с обеими сторонами его сущности. Только тогда она будет здоровой, продуктивной. Человек должен быть успешно интегрирован как во внешний, так и во внутренний мир.

Такое балансное расположение позволит человеку открыть в себе огромный мир, который имеет, как и внешний, возможности для продуктивной деятельности, но только во внутреннем пространстве. Вторая же часть не даст уму полностью уйти в микромир.

И тогда человек будет способен усваивать знания, рожденные во внутреннем мире и практиковать, оттачивая их во взаимодействиях внешнего. Именно такое расположение позволяет человеку достигнуть разумности и воплотить свои самые смелые мечты.


Часть 7

Чтобы мышление, рождающее знания, было продуктивным, необходимо, чтобы предварительно возник в человеке интерес. Однако дальнейшее наблюдение показывает, что возбуждение не должно перерастать в направление, так как направленность интереса сужает и ограничивает объект исследования, делая его куцым. Личностная вовлеченность сужает информационный материал и знания получаются далекими от истинности, и результат не будет продуктивным.

Нужно возбудить интерес к вопросу, который является основой будущих знаний, но в то же время не создать направления, а как бы отпустить интерес на полевое исследование. Таким образом, удается максимально расширить зону исследования и знания при реализации породят продуктивный результат.

Сама жизнь человека дуальна. С одной стороны, часть времени уходит на внутреннее выращивание знания, а с другой, необходимо уделить внимание на внешнее воспроизведение накопленных познаний. И то и другое обязательный и необходимый способ жизни.

Любая активность, направленная в одну или другую сторону, которая может выражаться либо как лень, либо как вынужденная суперактивность, они по сути являются симптомами нарушения нормального функционирования человеческого сознания. Именно такие искривления служат основой для неврозов, психозов различной классификации.

Невротические люди либо не способны работать и находятся в состоянии лености, либо наоборот, работают как одержимые и по сути дела угнетают себя таким трудоголизмом. Истина, как всегда, посередине: необходимо растить в себе знания и реализовывать его во вне. И одно и другое должно быть взаимосвязано. Только в творческом соединении их возможна настоящая, реальная продуктивность.

Здесь мы рассматриваем два аспекта человеческой жизни. И если выращивание знаний больше относится к деятельности души (именно она ответственна за этот процесс), а ум является при этом лишь задающим вопросы и активизирующем весь процесс, то момент реализации знаний, и по сути дела, продуктивного использования его - это активность непосредственно ума человека, его логической основы.


Часть 8

Но вот здесь и начинается самая главная опасность. Ведь человек это делает в соотношении либо с другими людьми, либо в соотношениях внешних сил. И сразу же возникает состояние конфронтации. Он или старается "поглотить" другого, или сам рискует стать "поглощенным" другой личностью. Как первое, так и второе неконструктивно, потому что в любом случае приводит к одиночеству особи. А один, как говориться, в поле не воин. Обязательно нужна дуальность, а для этого нужно возникнуть такому чувству, которое называется любовью.

Именно она, вмещая в себя намного большее, чем просто сексуальное влечение, а точнее становясь основой постулата, который гласит, что нужно делать с другими то, как бы он хотел, чтобы сделали с ним, и не делать обратного, это чувство по сути является трудом огромной ответственности.

Любовь как состояние - это подлинное величие души. Но человеческая любовь всегда конкретна - это реальное чувство нашего мира, опирающееся на духовную основу. Пробуждение в человеке этого чувства и способно поставить отношения двух людей не в позицию конфронтации, а в позицию сотрудничества двух параллельных сил, действующих хоть и независимо, но идущие к одной цели, помогая друг другу и тем самым успешнее продвигаясь самим.

Люди, как правило, стремятся стать привлекательными. Однако в результате внешних ухищрений они только выглядят так, не являясь таковыми. Настоящая привлекательность заключена в способности человека к любви. Привлекая другого, такой человек вместе с ним вершит настоящую самореализацию на жизненном пути. Только такое взаимодействие с жизнью и способно быть конструктивным.


Часть 9

Сама идея любви к ближнему очень интересна. Любовь к ближнему основывается на любви к самому себе. Человек, который не любит самого себя, не способен не только к проявлению этого чувства к другому человеку, но и к проявлению его к кому либо вообще. Сам гуманизм развивается из любви к самому себе.

И говорить о том, что основа любви - самопожертвование, это абсолютно неверно. Когда приводят в пример жизнь Христа, говоря, что он пожертвовал своей жизнью ради всего человечества, они делают ошибку. Такая трактовка далека от истины.

Потому что то, что Христос пожертвовал собой - это внешняя видимость, ибо, уйдя в прошлом, он сделал это для возрождения в будущем в сознаниях миллионов людей. Понятно, что его кажущаяся пассионарность на самом деле является прагматичностью. Он любил людей, любя в первую очередь себя, желая возродится в великой множественности.

Совершенно непонятно, как можно желать счастья другим, не желая того же самому себе. Ведь такая идея порочна в своей основе. Идея считается истинной тогда, когда она всеобъемлюща. А если все будут хотеть счастья для других, пренебрегая своим, то никто счастлив не будет. Не лучше ли решить эту проблему при помощи другого подхода. Нужно создать счастье для себя самого. И если это сделает каждый, то не окажется ли все общество автоматически счастливым?

Но здесь важно обратить внимание на один аспект. Стремление к своему счастью не должно основываться на подавлении других. Это неправедный поступок, который впоследствии обернется для источника несчастья тем же самым злом. Да и назвать вырванное за счет других подобное состояние никак нельзя обозначить счастьем, этим возвышенным ощущением. Это, скорее, обеспеченность.

Любовь к другим, основанная на любви к самому себе (но не нарциccизме), является чувством, крепящемся личной силой человека, его духовностью. Если же так называемая любовь основана на безразличии к себе, то такая любовь слаба, дистрофична.

Ницше в своей книге "Как говорил Заратустра" пишет: "Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой - потому что он хотел бы потерять себя". Мы же говорим, что один идет к другому, чтобы идти вместе. Вот такой совместный путь и является дорогой любви.


Часть 10

В этом контексте идея романтической любви не является ошибочной, потому что наличие либо отсутствие ее не является отвержением состояния любви как таковой. Человек, нашедший свою половину, счастлив вдвойне. Но это не значит, что обретя эту любовь, он утрачивает любовь к другим. Она от этого лишь расширяется, обретая сочность и красочность. Романтическая любовь не уничтожает любовь к другим, являясь развитием этого великого чувства.

Продуктивность нашей жизнедеятельности будет зависеть от того, в каком состоянии находится наше сознание, гармонично ли оно внутри самого себя и снаружи. Живет ли человек в согласии с самим собой и с другими, по чести и совести. Тогда у него возникает воля и он живет уже по воле. Это очень важно, так как именно это состояние является самым продуктивным и конструктивным в жизни.

Сложность достижения такого состояния заключена в следующем. Для этого нужно прежде всего услышать внутренний голос. Это одно из самых сложных состояний для человека. Люди могут слышать все, что угодно и кого угодно, но только не самого себя. Это происходит по многим причинам: страх, неготовность услышать свой истинный голос... - все это отвергает человека от уединенности с самим собой. Вопрос этот можно решить обратным способом.

Пребывание человека в одиночестве поможет ему научиться слышать шепот души, научиться медитировать. В таком измененном состоянии сознания человек может наконец услышать голос своей самости, который относительно внутриличностных процессов будет голосом чести, а относительно внешних - совести.

Информация может доводится до ума и в образах, и в звуках, и в других доступных человеку обозначениях - это не важно. Главное, чтобы произошел сам факт управляемого контакта, и тогда ум способен принять личное, волевое решение. Воля - это не производное какой-то части сознания. Это продукт "Личностного Я".


Часть 10 + 1

На продуктивность жизнедеятельности человека очень влияет и то, счастлив ли он. Счастье - это симбиотическое состояние, включающее в себя удовлетворение и удовольствие. Первое относится к внешнему миру, второе - к внутреннему. Зачастую одно и другое у человека не совмещается. Так, удовлетворяя какие-либо потребности тела или психики, человек не получает внутреннего удовольствия.

Иногда происходит наоборот - развитие удовольствия в измененных состояниях сознания препятствует удовлетворению внешних отправлений. Идеальным состоянием сознания можно считать такое, когда удовлетворение и удовольствие возникают одновременно, по одному поводу. Это является счастьем, что входит неотъемлемой частью в обретение любви, которая способствует продуктивности жизнедеятельности человека.

Одно удовлетворение или одно удовольствие создают лишь иллюзию счастья, не являясь таковым на самом деле. Удовлетворение по сути дела является освобождением от замков напряжения, которые могут быть как на физиологическом, так и на психическом уровне. Это достижение, реализация какого-либо намеченного результата. Удовольствие же существенно отличается от предыдущего состояния.

Если первое - это точка, то второе - это процесс. И он относится не к внешним формам действия, а к внутренним. Например, удовольствие может возникнуть при том, что человек мыслит, что он понимает, что он живет. Это состояние возникает от нахождения в целевом процессе, который может назваться устремленностью. Удовольствие возникает от правильного мышления, а удовлетворение - от правильного действия. И когда одно и другое объединяется и логически обусловлено, то такое состояние можно назвать счастьем.

Для чего же нужна такая двойственность? Она нужна для того, что если человек не может выполнить физически какого-либо действия, то он не может достичь удовлетворения. Это может привести к закомплексованности. Но сознание, за счет вариативности, способно воспроизвести ментально недостижимое во внешнем мире действие и достигнуть удовольствия. Хотя, конечно, такое компенсированное состояние нельзя назвать счастливым.

Также можно рассмотреть вопрос о продуктивности жизнедеятельности.

П. Веденин, 2000