Небосвод идей > Искусство Воина

Кукла-манекен школы Встречный Ветер, разработка П.Веденина

(1/1)

П. Л.:
Предлагаю вам подвергнуть смысловому исследованию следующие известные выражения: "победителей не судят", "лес рубят - щепки летят", а также слова популярной песни о временах Второй мировой войны: "...а нам нужна одна победа, одна на всех - мы за ценой не постоим...". Эти фразы объединяет героическая идея: приоритет цели над процессом её достижения.
Если задуматься над этими словами, то становится очевидным, почему оказались возможны те чудовищные последствия, которые и произошли в реальности от подобного направления мысли. Итог - миллионы репрессированных и замученных в лагерях людей, и такие же миллионы людей, безрассудно погибших на фронтах и в тылу. Кто-то скажет: "таковой была необходимость того времени".
В принципе, понятно, но не обосновано. Ведь время, которое мы создаём в нашей реальности, и есть то, что мы сами же творим в себе и вне себя. Другими словами, каковым будет процесс достижения цели, такой ценой и обернётся результат. Следовательно, важна не победа сама по себе, а то, каким окажется организованный нами же процесс достижения цели. "Что сеем, то и жнём".
Конечно, мысль не новая и обычно не вызывающая возражений, но, тем не менее, в своей основе мы продолжаем в жизни цели ставить превыше процесса. А поскольку, в данном контексте, речь идёт о боевом искусстве, то и здесь проблема соотношения ценности результата и путей, ведущих к нему, - та же самая; цель оказывается важнее процесса. "Победа любой ценой" - вот отсюда и беды.
Можно возразить: а как же тренировки, на которых мастера единоборств изучают технику, а иногда и психологию боя? Но изучать - одно, а вот практиковать в реальности - другое. Почему? Да потому, что набор информации, - это всего лишь небольшая часть программы освоения техники, тактики и стратегии боя. Основу же программы составляет перевод информации в знание, а знания - в умение.
Что есть "информация"? Это общие сведения о технике, тактике и стратегии боя, которые используются в данном виде и стиле единоборства. Общие - выходит, никакие, т.е. не имеющие точного адресата; данные всем и никому в отдельности, а значит, и не подходящие для непосредственного использования. Но зато они дают представление о том, "что?" и "как?" делается, "почему?" и "для чего?".
Что такое "знание"? Это понимание в теории того: "как я могу использовать данную информацию относительно себя; насколько эта техника и тактика для меня приемлема и насколько подходящей является стратегия". А поскольку каждый человек уникален, то можно сказать, что перевод информации в знание есть процесс подгонки общего под частное.
Чем является умение? Это способность достойно реализовать субъективное знание в объективной реальности. И вот возникает вопрос: "а как эта способность может быть достигнута?". Ответ на данный вопрос не так уж и сложен, как может показаться на первый взгляд. Но тогда почему же возникла проблема, о которой было заявлено в начале статьи? А потому, что ответить - это не сделать.
Давайте пойдём по порядку возникших вопросов. Информация, как правило, не секрет, а в наше время она ещё и сама предлагает себя вниманию ищущих. И не надо сетовать на то, что в информационной сети её данные не полны, не точны и т.д. Дело не в этом, а в нас самих. Проблема заключается в первом шаге, который требуется совершить в том направлении, которое позвало человека.
Пусть такой шаг будет не тот и сделан не туда, это не беда, а всего лишь опыт, благодаря которому вы начали путь, а путь и есть процесс, ведущий к цели. Ошибки можно исправить, направление - изменить, а вот динамику процесса необходимо удерживать, несмотря ни на какие сложности. В начале пути человек должен насытиться информацией, и тогда ему будет, над чем размышлять.
Но вот ученик выбрал для себя то, что ему понравилось. Отлично - теперь можно думать, размышляя о том, что подходит для самовыражения, что - не очень и требует корректировки, а что просто неприемлемо. В результате выстраивается картина личностного стиля, образ воина, в котором ваша ментальность не ограничена нормами внутренней критичности, а значит, так вам комфортно.
И вот только теперь, когда информация срослась со знанием, можно переходить к умению выражать на практике то, что стало для вас вашей новой сущностью. Всё предыдущее, в основном, требовало времени, а вот теперь рабочее время должно обрести одно, но очень важное качественное дополнение - трудолюбие. Трудолюбие - это стремление к логической завершённости начатого процесса.
Для начальной практики созданных в ментале теоретических построений лучше всего подходит не живой партнёр по школе, а станок, в нашем варианте: кукла-манекен. Чем кукла лучше живого соперника? Прежде всего, тем, что она фиксирована в универсальной позе и неподвижна в стандартной позиции, жестка по структуре и неуступчива по сути, терпелива и нетребовательна.
Эти характеристики куклы-манекена важны потому, что умение бойца сначала рождается, как сугубо личностное выражение индивидуальности, и лишь затем оно (умение) доводится до готовности быть применённым в объективной реальности. Прелагаю рассмотреть, как обычно готовится к выступлению оратор. Сначала пишется текст, потом читается перед зеркалом, и только затем оратор предстаёт перед людьми.
Допустим, "текст" уже написан, а перед людьми выступать ещё рановато: вот нам и остаётся проработать своё знание перед "зеркалом", коим и станет для ученика кукла-манекен. Есть то, что надо выполнять, имеется тот, кто это будет делать, и присутствует тот, кто должен наблюдать за всем происходящим. Первые два условия понятны, а вот о третьем надо поговорить дополнительно.
Текст - это программное задание, выраженное в технических движениях, имеющих целевую направленность. Участник - это непосредственный исполнитель данной программы, задачей которого является, через жест и движение, организовать посыл и получение ответного чувственного сигнала. Другими словами, речь идёт о создании устойчивой смысловой цепи причинно-следственного ряда.
Но вот наблюдатель - кто это? И здесь надо решить очень важный вопрос: возможно ли в принципе наблюдение за самим собой со стороны? Можно ли отчуждённо и непредвзято не только анализировать производимые самим человеком действия, но и параллельно корректировать их? И после некоторого раздумья мы должны будем признать существование в нас наблюдателя.
Представьте канатоходца, идущего над пропастью. Программа - это способ перехода с одной стороны на другую. Участник - исполнитель процесса - тот, кто передвигает ноги. Но надо ведь перейти и не упасть! Тут и выходит на передний план наблюдатель. Это он, находясь сзади и выше участника, непрерывно отслеживает его погрешности и своевременно их ликвидирует.
Если посмотреть на себя со стороны, то можно заметить некое неуловимое внимание, которое непрерывно сопровождает нас в ходе всей жизни. Но мы эту субличность обычно не замечаем, т.к. участник отнимает львиную долю энергетики внимания. И что же получается? Участник действует с полной выкладкой, а наблюдатель лишь в малой степени задействует свои возможности.
Рационально ли это? Конечно же, нет. Не исключено, что значительное число ошибок, которые люди совершают, возникают из-за того, что голос нашего наблюдателя слишком слаб для того, чтобы оказаться услышанным в общем гаме жизненных отношений. К чему мы это говорим в данной статье? А к тому, что развитие силы у наблюдателя является первой задачей работы на кукле-манекене.
Чем должен заняться наблюдатель? Развитием чувства удобства и комфортности у исполнителя в ходе практики тех начальных, но основополагающих движений, из которых и должны состоять первые уроки. Вторым номером задания, когда введение в основы техники рук и изучение прямой стойки ног будет завершено, должно стать освоение следующего упражнения - качание колокола.
"Качание колокола" - это сочетание движений ног в стопах и бёдрах с тем, чтобы перемещение точки центра тяжести в площади опоры способствовало рукам отдельные жесты связать в смысловые движения. И здесь мы подходим к следующему заданию программы: получить и развить в ходе заданных движений чувство непрерывности процесса, его целостности и сбалансированности.
Как это возможно? Нарисуем параболу векторами вверх. Ниже, на некотором расстоянии, нарисуем другую параболу, но векторами вниз. Угол раскрытия векторов - острый. Затем, справа и слева от этих фигур, пририсуем по ещё одной параболе, с векторами, направленными в стороны. Угол раскрытия этих векторов - тупой. Если рассмотреть получившийся рисунок, то можно увидеть, что она подобна букве "Х" с вытянутой, удлинённой талией.
Схематически перед нами изображён силовой контур человека. Верхняя парабола изображает поднятые вверх руки, нижняя - ноги. Две боковые параболы придают схеме объём, помогая увидеть тело. А теперь посмотрим, сколько движений способно совершить такое тело. Начнём с того условия, что каждая конечность выполняет только один жест.
Всё начинается просто: две руки - два жеста и две ноги - ещё два жеста, итого равно четыре. Но руки могут взаимодействовать - вот ещё одна комбинация. То же можно сказать и о ногах - теперь у нас шесть движений. Но это не всё: руки могут взаимодействовать с ногами - это ещё шесть движений, а если подключить к данной системе движений и диагональные линии, то получим ещё шесть.
В сумме получилось восемнадцать вариантов, и это только основа имеющихся двигательных возможностей тела, как механизма. Если же вникнуть в то разнообразие и многообразие способностей, к которым может привести комбинаторика движений, то становится очевидным, что реализация техники исполнителем, т.е. участником, не может быть произведена без наблюдателя.
И это так, ведь мы ещё не учли пространственные перемещения оси участника, а также разнообразие силовых напряжений векторного и торсионного типа как в конечностях, так и в теле участника или в его спине. Напряжения рождают силовые поля, энергетика которых способна к концентрации в отдельный заряд и целенаправленному перемещению вдоль силовых линий этих полей.
Развить весь этот потенциал можно, если работать по определённой программе школы "ВВ": целеустремлённо, непрерывно и системно осваивая предлагаемую учебную информацию. И первым шагом к реализации такой работы будет практика движений рук, ног и тела, осуществлённых, непосредственно, участником и, опосредованно, наблюдателем, использующих куклу-манекен.
П. Л., 01.09.2009

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии