Автор Тема: "Слезы ведьмы"  (Прочитано 2708 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
"Слезы ведьмы"
« : 27 Июль 2001, 04:00:00 »
2001-07-29 19:56:29 Встречный ветер

В "Закрытый диалог" пришел короткий, но весьма ёмкий вопрос: "Как стать учеником?". Затронутая тема интересует многих, она важна и интересна, поэтому мы публикуем наш ответ.

* * *

Здравствуйте.

Человек, решивший получить статус ученика, должен иметь желание, которое будет продиктовано его волей, а не внешними обстоятельствами.

Следует быть убежденным, что та школа, куда Вы собираетесь вступить, исповедует именно те принципы, которые Вам подходят.

Учитель, которому Вы собираетесь доверить свою судьбу, также должен отвечать Вашему мировосприятию, иначе просто не возникнет взаимопонимания. А без него конструктивное и продуктивное обучение невозможно.

Кроме того, ученичество предполагает самым важным условием состояние полного доверия не только к учителю и его педагогическим способностям. Еще нужна уверенность в том, что Вам по плечу все трудности пути.

В соответствии с этим условием Вам будет необходимо так перестроить свой рабочий день, чтобы новый путь органически вписался в Ваш жизненный ритм.

Быть учеником - значит учиться не только старательно и систематически, но и обязательно СИСТЕМНО. Это значит, что правильное обучение обязательно должно располагать параллельными программами.

Однобокость преподавания "искривляет" взгляды учеников. Вследствие этого их знания становятся неполноценными, ущербными, а зачастую и опасными для них же самих. Поэтому быть учеником автоматически означает то, что без этих основополагающих концепций ученик состояться не сможет.

Есть еще один момент, который нельзя обойти стороной. Это успехи, достижения, к которым стремится каждый.

Так вот, быть учеником - значит иметь не только терпение относительно результата (а ведь обычно его хочется достичь побыстрее и с наименьшими усилиями - что, конечно же, иллюзия), но и осознание своих реальных возможностей.

Ошибкой будет и попытка сравнивать личные достижения с успехами других учеников. Это стимулирует лишь амбициозность и препятствует конструктивному обучению.

Быть учеником означает использовать в своей повседневности те знания, которые уже легли в основу ментала. Однако никогда не следует пользоваться ими, эксплуатируя их, потому что тогда процесс ученичества будет прерван - это является одним из законов психики. Но это отдельная тема и, если будет желание, то мы сможем в дальнейшем осветить и этот вопрос.

Также статус ученика предполагает и то, что между учеником и учителем никогда не должен состоятся "поединок". Ученик может и должен идти дальше учителя, но никогда учитель не должен быть побежден своим учеником.

Учитель - это корни ученика. А подрубать свои корни - гибельно. Причем не только с точки зрения профессионализма, но и общечеловеческих позиций. Глубочайшее уважение к своему Учителю - это, прежде всего, уровень личной сознательности.

Еще один взгляд на этот вопрос. Ученик не должен пассивно ожидать очередной эмиссии от учителя. Прямой обязанностью обучающегося является активный отъем очередного материала.

Ученик буквально прессингует учителя по всем вопросам, которые не только находятся в самой теме, но и за ее пределами. Широта охвата интересов ученика говорит об его интеллектуальности.

Ученик не должен бояться экспериментировать, но всегда с одобрения учителя. И, наверное, последнее.

Чтобы быть учеником, надо четко разделять следующие понятия: "знание" и "информация". Определенность в этом послужит плодотворности обучения.

Дело в том, что извне знания получить невозможно - их там просто нет. Даже самый лучший учитель может дать Вам всего лишь информацию. Мы впитываем только информацию, но она - не знание.

Знания в своем сознании следует взрастить самому. Именно тогда они станут силой, активной энергией. Информация - это пассив. Только знания могут стать умением.

Общая же принципиальная схема ученичества выглядит так. Сначала ученик должен стать "чистым листом". Иначе все те знания и навыки, которые он накопил за предшествующий период жизни, станут барьерами на пути новой информации.

Конечно, это не значит, что все предыдущие знания нужно отбросить как бесполезный или даже вредный материал. Достаточно лишь абстрагировать свое сознание от тех доктрин, которые были выработаны в результате предыдущего опыта.

Поэтому мы говорим:

* На начальном этапе ученик молча поглощает предлагаемый материал.

* Затем он может иногда позволять себе параллельное сопровождение тех информационных потоков, которые он получает от учителя.

* На третьем этапе уже могут возникать вопросы, уточнения.

* На четвертом ученик должен уметь продолжить мысль учителя, связно и обоснованно.

* На пятом ученик имеет право на сомнения и личные мнения.

* На шестом - определение личной позиции под патронажем учителя.

* И на седьмом ученик готов начать собственный путь, в том числе и Учительский.

Собственно говоря, путь ученичества - это сугубо индивидуальный способ постижения, а затем и преодоления личной ментальной "тупости" и психического "уродства", что является настоящим горем современного общества.

Коррекция сознания, таким образом, становится достижением собственной воли, которая основывается на внимании и осознанности.

Давайте, в качестве иллюстрации, рассмотрим такой сюжет.

Из скальной трещины вытекает источник.

Рядом с ним вьется тропа, по которой уже много лет проходят путники. Место, где берет свое начало ручей, замусорено, неухожено. Только по необходимости, в крайних случаях, к нему подходят люди за глотком... и тут же, сплевывая, отходят. Вода для них какая-то непонятная на вкус, вроде бы солоноватая.

Прошло время, кто-то заинтересовался этим качеством воды, взял пробу на исследование. И вдруг - сенсация! Та вода, оказывается, целебная! Обладает чудодейственной силой, способной возвращать людям здоровье.

Сразу же место возле источника облагородили. Однако и поставили турникеты: "Хотите попить? Пожалуйста! Только заплатите".

Толпы желающих устремились к тому месту и, невзирая на высокую стоимость, с этих времен сделались преданными поклонниками той "живой воды".

Предприимчивые дельцы поставили рядом домики, которые затем превратились в целые лечебные корпуса... и все же спрос остался неудовлетворенным.

Вот такой оказалась истинная значимость источника.

Но давайте вернемся к тому времени и тем людям, которые раньше проходили мимо, а, пробуя, плевались, брезгливо морщась. Бросали мусор и, просто игнорируя, обходили то место стороной. Кто-то даже называл ту воду "слезами ведьмы", а теперь ее уважительно величают "Нафтуся".

Что же изменилось? Вода - все та же, место - там же. Изменилось видение реальности и отношение людей к объективности. Значит, весь вопрос в субъективности восприятия.

Если мы говорим об ученичестве, значит, в первую очередь мы должны осознать важность видения, которое и развивает ученичество. Однако неспособность к видению основывается не на природной слепоте ученика, а на недостаточности света.

Мы не слепые! Мы - зрячие, но в темноте невозможно видеть четко, определенно. Отсюда ошибки, неточности. Отсюда и страдания.

Поэтому ученик, чтобы стать таковым на самом деле, должен осознавать основы процесса обучения.

Солдат обязан понимать свой маневр с тем, чтобы не только сохранить свою жизнь, но и выполнить возложенную на него задачу. Ученик же, в отличие от солдата, сам, не по обязанности или долгу, решает им же самим поставленные задачи.

Учитель только помогает ему формировать их в те образы, которые наиболее подходят к личности ученика. Так что же это за базовая идея ученика? В чем ее смысл?

Мы уже говорили о том, что нашему сознанию не хватает света. Значит первой, базовой формой, будет свет. Но свет зависит от энергии. Поэтому она и станет для нас второй формой.

Известно, что суть энергии находится в движении. Поэтому возникает следующий вопрос: откуда и куда она движется?

Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения обычных людей (в нашем варианте - не учеников), то они будут говорить либо о том информационном потоке, которые они почему-то называют знанием, направленным к ним. Либо о том, посредством чего они выражают свое отношение к внешнему миру.

Но как одно, так и второе не может претендовать на энергию, так как они однонаправлены или линейны. Нет закольцованности, где текут в параллельности два потока энергий, создавая встречное давление, собственно, и образующее поле напряжения.

Ошибочно представлять сознательный процесс в виде луча. Обретение понятия об энергии как о двустороннем причинно-следственном потоке уже создает в Вашем уме предпосылки к тому, чтобы стать учеником.

Внутренним зрением Вы должны сначала увидеть, как закольцованное внимание обретает энергетичность, вследствие чего появляется свечение, в котором формы и образы мира начинают видеться совсем в ином свете.

Не в зыбком мерцании гнилушки линейности, а в ярком и устойчивом свечении параллельности сознания.

Конечно, это еще не окончательное решение в познавательном процессе. Но та самая часть, которая превращает обывателя и потребителя в ученика.

Затем уже можно приступить к следующему этапу обучения, который ответственен за управление энергетикой света сознания и направленностью его концентрированного луча.

Это превратит Ваше внимание в дуальную систему, где одновременно востребованы полевая и дискретная формы восприятия. Вот уже когда можно ставить вопрос об осознанности, с которой начинается знание.

И только после этого ученик отшлифовывает свое знание, через практику обретая умение жизни. Не зря бытует выражение: "через тернии - к звездам", где "терниями" и будет, собственно, ученичество.

Стать учеником - это очень ответственное решение. Желаю Вам, чтобы с прочтением этого текста у Вас не пропало стремление ступить на эту трудную и капризную тропу, где в перспективе Вас ждет радость творчества.

С уважением,
П. Веденин, 27.07.2001