A A A A Автор Тема: Притчи "ученик -> учитель"  (Прочитано 7612 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Притчи "ученик -> учитель"
« : 18 марта 2004, 03:00:00 »
Вопрос:

16.03.2004 23:14 Оцу

Здравствуйте, уважаемый П. Веденин.

Однажды я услышала притчу, которая меня очень заинтересовала. Хотя чувствую, что полностью я ее так и не поняла.

Странствующий путник очень долгие годы путешествовал по миру в поисках своего учителя. Но где бы он ни побывал, с какими бы известными учителями не встречался, все они не устраивали его по каким-либо причинам.

Но вот однажды он услышал о великом учителе и после долгих поисков разыскал его жилище. Войдя в дом, путник спросил у его хозяина:

- Ты правда великий учитель?

На что тот ответил:

- Да, я мастер в своем деле.

- Словам я не доверяю, - сказал путник: - Я буду твоим учеником, буду делать, что ты скажешь, но только при одном условии: ты должен показать мне чудо. И только если ты действительно покажешь мне настоящее чудо, то я стану твоим учеником.

Маг выслушал его, грустно улыбнулся и... совершил чудо! Путник, увидев чудо, упал на колени, протянул руки к еще сверкающему в лучах чуда магу и прокричал:

- Да, Вы действительно настоящий учитель! И я хочу быть Вашим учеником!

На что учитель ответил:

- В то время, как ты обрел учителя, я потерял ученика. Теперь ты мне не нужен.

Путник удивленно спросил:

- Как? Почему??? Что я неправильно сделал?!

Но он так и не получил ответа и ушел ни с чем.

Уважаемый Павел, я хотела бы узнать Ваше мнение, в чем же путник допустил ошибку? И в чем был смысл отказа учителя?

P.s.: Если Вы знаете еще какие-нибудь познавательные истории про учителя и ученика, мне, как ученице, было бы интересно их услышать.

Напишите о них, пожалуйста.

Заранее благодарю за ответ,
Оцу

Ответ:

Здравствуйте, Оцу.

Тема ученичества очень интересна и, главное, поучительна. К сожалению, в нашей культуре взаимоотношения между учеником и учителем в основном сводятся к "палочной" дисциплине и оценочной градации.

По критериям нашего менталитета, учитель должен обладать непререкаемым авторитетом и, что особенно печально, ученик не смеет оспаривать учительские догматы.

Считается, что если ученик заимел собственное мнение, которое отлично от утверждаемого учителем, то он плохой ученик, т.к. этим он как бы предает своего учителя. Если же он подверг сомнению и переоценке учение своего педагога после его смерти, то в этом случае говорят о том, что он осквернил память о нем.

Конечно, не все учителя тяготеют к тоталитарной, диктаторской системе обучения, но, к сожалению, прецеденты таких моделей не столь уж и редки. Так легче, проще, удобнее, но только для педагога, а не для ученика.

Но вернемся к Вашему вопросу. Есть такое выражение: "победителю ученику от побежденного учителя". Это не звучало как сожаление или обида - отнюдь. В этой фразе звучит главная идея учительства: гимн по поводу отлично выполненного процесса обучения.

Если ученик сумел пойти дальше своего учителя, то это значит, что его учитель действительно велик. Но если учитель будет насаждать в школе гегемонию, культ своей личности, поощрять догматизм, создание кумиров и т.д., то сознание учеников в этой школе несомненно будет закомплексованным, зажатым, не способным к свободному полету мысли.

Так что же негативного усмотрел учитель в поведении претендента? Мне кажется, что учитель заметил огонек фанатизма в глазах у путника, его страсть к подчиненности, покорности величию мастера, который в один миг превратился в идола, кумира.

И это чудо, которое продемонстрировал учитель, теперь навеки будет лежать непреодолимой глыбой на жизненном пути такого ученика. Он никогда не сможет позволить себе не только обойти своего учителя, но и даже хоть в чем-то ему возразить, высказать собственное мнение.

А для учителя это настоящий крах его профессионализма. Такой ученик ему, естественно, был не нужен, и поэтому он отказал ему в обучении. А вот дерзкого, заносчивого, несговорчивого он бы взял к себе в ученики не только с большим удовольствием, но и считал бы такую находку большой удачей.

Весь вопрос заключен в той цели, которую ставит перед собой учитель. Если задачей является развитие и продвижение знания, то это значит, что каждый ученик просто обязан обойти своего учителя. Если же цель в утверждении своего величия, то фактор "сдержать и не пущать" становится основополагающим.

Кстати очень бы не хотелось, чтобы Вы усмотрели в таких формах взаимоотношений между учителем и учеником оттенок неуважения к его немощности, старости и т.д. - наоборот.

Именно вследствие открытости перед ним пути, ученик понимает всю возложенную на него ответственность за лидерство. Он начинает чувствовать мощь школы, а стоящий теперь за ним его учитель навсегда остается для него учителем. Как выросшее дерево знает, что оно сильно своими корнями.

Крона, стремясь в будущее, обязательно должна почитать свое прошлое, сосредоточенное в корнях. В противном случае... Вот по этому поводу я расскажу Вам еще одну притчу. Начну ее так же, как и предыдущую - с вывода: "Никогда не должен состояться поединок между учителем и учеником".

Однажды кошка взялась обучать уму-разуму тигренка. Тот оказался очень способным учеником и вскоре не только постиг все кошачьи премудрости, но и вырос настолько, что почувствовал себя значительно мощнее своего учителя. И тут же решил проверить свою силу, напав на кошку.

Он рассуждал так: "Если я убью кошку, то тогда зачем она мне как учитель? Если же нет, то просто получу еще один урок". Но кошка была мудра и, почувствовав угрозу, в момент нападения легко вскарабкалась на растущее рядом дерево.

Тигр последовал за ней на дерево, но, не владея техникой лазания по деревьям, сорвался вниз и разбился. Когда кошка подошла к нему, он спросил: "Почему ты не научила меня лазить по деревьям?".

На это она ответила: "Это было мое личное знание, а сегодня я хотела начать с тобой занятия по твоему личному знанию... Видимо, не судьба".

Учитель может дать ученику только общую информацию, но вот вырастить из нее личное знание может только сам ученик. Конечно, при условии, если у него проросли корни уважения к своей школе и к своему учителю.

Победа тогда имеет истинную ценность, когда победитель сумел сохранить уважение к тому, кого он победил, а у побежденного возникло чувство восхищения по отношению к тому, кто его победил.

Есть еще несколько очень интересных и познавательных притч о том, как ученик должен работать с предлагаемой ему информацией, но об этом в следующий раз.

С уважением,
П. Веденин



Вопрос:

17.03.2004 00:18 Vova

Здравствуйте, дорогие друзья!

В книгах о воинском пути, в других источниках информации, в Ваших статьях, говорится о том, что когда приходит время покинуть тело, воин концентрирует внимание на переходе, обретая при этом особую степень осознанности. Это позволяет и в дальнейшем не потерять эту осознанность.

Многие выдающиеся люди, творческие личности, на интуитивном уровне это знали, чувствовали и действовали согласно своей интуиции. Микилянджело тоже это чувствовал, знал, что тело - маска, которую одевает на себя интеллект. Всё общество своего рода большой театр, где каждый отводит себе некоторую роль.

Наверное осознанность - умение замечать свою роль в этом теле, видеть всю игру целиком со стороны, видеть в какие времена какие маски надевал и почему. Видя всю игру целиком, начинаешь в какой-то мере контролировать игру, выделяешь ключевые наиболее значимые места, начинашь улавливать что от чего зависит и почему, начинаешь отличать главное от второстепенного. Перед глазами видишь яркие красочные картины возможных исходов событий, даже когда будущее ещё не наступило.

Тело задаёт систему ценностей. Когда мы являемся людьми, мы видим этот мир согласно установленным правилам человеческого восприятия.

Если этот же интеллект связать с телом другого типа, то видение изменится, так как будет действовать другая система ценностей, правил.

Когда оставляешь тело и паришь в бескрайних просторах Вселенной, видишь мир совсем по другому.

Сейчас мы на Земле находимся и впределах её гравитационного поля, время у нас идёт примерно с одинаковой скоростью. У меня прошёл час и у Вас тоже примерно час.

Когда воин покидает тело, несмотря на его осознанность, время в его восприятии начинает течь по другому. Интеллект снимает с себя маску и начинает видеть более многомерно. Видишь множество казалось бы замысловатых вещей, но ты понимаешь что это, словно всё тебе знакомо.

Но вот как раз это и является началом. Началом нового пути воина. В книгах многих пишут, что вот к этому воин должен стремиться. Вот только по меньше фанатизма бы и по больше понимания. С этого момента и начинается новый этап в жизни воина, а не какой-то торжественный финал, за гранью которого неопределённость. Его как раз и стоит рассматривать, описывать, изучать, а не то, как 40 лет фанатически какой-то великомученник сидел в храмах, строя из себя очаровательного мудреца.

Предлагаю поговорить о дальнейшем пути воина, о том, через что ещё он должен пройти после осознанного ухода из жизни, чтобы перейти на новый виток своего цикла познания. В природе есть определённые круговороты. Вода, которая испаряется из океанов, образует тучи, дождь может выпасть на землю, затем вода собирается в реки и снова впадает в океаны. Если дух воина сопоставить с каплей воды в океане мироздания, то возникает некоторая картина его пути. Если испарение этой капли считать осознанным переходом, то в дальнейшем его ждёт ещё множество уроков новой формы бытия, прежде чем он вернётся к следующему витку, но уже с более качественным уровнем познания.

Что это за новая форма бытия? Куда ведёт дорога познания?

Решая некоторую задачу, может возникнуть чувство, что с тобой это уже происходило когда-то.

Начинаешь разбираться, но не можешь вспомнить. Думаешь, нет, всё-таки не случалось такого ещё в этой жизни. Но образ воспоминаний настолько яркий и живой, что не покидает вопрос: как такое может быть?

Словно уже проживал эту жизнь и вспоминаешь своё собственное будущее...

В такие моменты ты знаешь, как и что нужно сделать, ты знаешь заранее ответы на поставленные вопросы, словно несколько раз репетировал ход решения поставленной перед тобой задачи.

С уважением, Вова.

Ответ:

Здравствуйте, Вова.

Осознанный уход из материального мира не означает, что воин совершил насилие над своей жизнью - наподобие того, как это делают самураи, совершающие харакири.

Нет, это процесс естественного умирания, совершаемого не только в состоянии осознанности, но и сохранения этого самосознания уже после того, как тело перестало снабжать биологической энергией личную сознательность.

Развитию именно этой способности в человеке и был посвящен весь эволюционный процесс жизни на Земле. Можно себе представить, насколько важным является для Создателя этот момент, если столько времени и сил потрачено всего лишь на реализацию одного мига перехода осознанности от одного энергоносителя к другому.

Под другим энергоносителем мы подразумеваем духовное тело, которое развивалось параллельно с материальными, но на ином пространственном уровне - как раз в то время, когда сознание "отдыхало" от очередного материального воплощения.

Мы уже не раз говорили о том, что реинкарнация по нашей трактовке не подразумевает повторного перерождения, т.к. в этом варианте такой процесс был бы лишен смысла, а жизнь - развития.

Как Вы правильно говорите: "...Если этот же интеллект связать с телом другого типа, то видение изменится, так как будет действовать другая система ценностей, правил...".

Воспроизводство биологических тел как раз и отвечало этим требованиям, то есть каждый раз воспроизводились тела другого типа, неповторимые прежде, уникальные, что и требовалось. Если учесть, что каждый раз жизнь данного интеллекта проходила еще и в иное время, то максимум разнообразия было обеспечено.

Но если во всех жизненных процессах имеется глубинный смысл, то, наверное, было бы интересно узнать, в чем он будет заключаться в дальнейшем - после того, как путь воина на Земле окончится, а сознание сменит материальное тело на духовное.

Очевидно, что раз "тело", как вместилище интеллекта, будет духовным, то и деятельность этой личности будет значительно отличаться от прежней.

По сути, речь идет о том, чтобы процессом перетекания Вечного времени в Бесконечном пространстве сохранялась идея жизни. Смысл этого выражения в том, что как пространство, так и время конечны в виде конкретной формы, но как процесс они могут быть вечны в бесконечном. Как процесс перехода, модификации и развития на основе взаимного синтеза.

Но возможен ли бесконечный синтез материи? Конечно же, нет. Этот процесс ограничен в вариантах. Следовательно, развитие вечности времени возможно только в нематериальной среде. А человеческое сознание как раз и отвечает этим условиям.

Значит, в задачу интеллекта, освобожденного от оков материального тела, теперь войдет дальнейшее совершенствование сознания на основе взаимной интеграции своих подобий. А будет оно происходить посредством участия в завершающем цикле текущей кальпы.

Это значит, что сознательные поля, объединившись в едином волевом устремлении, будут способствовать сворачиванию сначала своих галактик, затем вселенных и, на завершающем этапе сингулярности, Мега вселенной.

В итоге Абсолют, состоящий из антиматерии (т.к. материальная первородная единица была раздавлена - иначе невозможно было бы получить новый вариант образования материи) оказался в окружении плотного кольца, состоящего из консолидированных сознаний. И что же теперь?

А вот теперь Абсолют ждет Большой взрыв, который разбросает сознательное поле не только в объеме Мега вселенной, но и далеко за ее пределы, в большой Космос.

Та часть сознательного поля, которая насытит очередную кальпу, будет способствовать началу нового эволюционного витка в роли так называемых "Эмиссаров Абсолюта", а та, что уйдет за ее пределы, послужит для обмена с другими космическими структурами.

Этого требует вечность.

См.: Зарождение духовности.

С уважением,
П. Веденин



Вопрос:

Здравствуйте!

С огромным удовольствием почитала материалы на Вашем сайте и могу сказать, что это единственный из сайтов, предлагающих психологическую помощь, который с таким вниманием и участием относится к проблемам своих читателей. Множество интересной, полезной и практичной информации. Некоторые из Ваших советов взяла на вооружение.

Теперь о себе.

...Я деятельный и активный человек, но последний год просто "разрядились батареи". Я ничего не хочу делать, и скорее всего просто делаю вид, что что-то делаю. Постоянная усталость. Пожалуйста, подскажите, где "кнопка", которая включает источники энергии.

Ответ:

Здравствуйте.

Та проблема, о которой Вы сообщаете, весьма злободневна. Видимо, таков ритм и темп нашего времени, а мы к его экспрессии оказались не совсем готовы. Но это так, в общем.

Если быть ближе к конкретике, то могу Вам порекомендовать прочесть ответ Consuelo, помещенный на Открытом диалоге. Из него Вы поймете, о чем идет речь в общих чертах. И если отвечать Вам на прямо поставленный вопрос, то скажу только одно: такой универсальной "кнопки" не существует.

У Вас есть конкретная проблема, которая связана с нарушением функции одного из энергетических уровней, ответственных за генерирование соответствующей ему энергии.

Поэтому я бы посоветовал Вам не форсировать усилие, которое могу назвать только насилием, а наоборот, еще более снизив активность, на время вообще отойти от дел с тем, чтобы отдохнуть, расслабиться и в этом состоянии провести экспресс-анализ своего организма.

Ведь если Вы чувствуете себя совершенно здоровой, это еще не значит, что так оно и есть. Уверен, причина будет найдена, и тогда уже можно будет говорить о конкретных мерах по реабилитации.

Вы спросили о том, есть ли генеральная "кнопка" по активации энергии организма. Я сказал неправду, что ее нет. Она есть и ее название "гармония". Вот что поднимет Вашу эмоциональную планку.

Форсирование, конечно, на некоторое время может вызвать повышение активности, но это очень скоро закончится. Ведь за все надо платить, и за эту никому не нужную суету есть риск дорого заплатить полноценным здоровьем.

Не сомневаюсь, что Вы, как человек разумный, отлично поняли все то, о чем я говорил. С насилием по отношении к собственной психике надо быть очень осторожным. И я, как психолог, делать этого не советую. Проблемы надо решать, а не пересиливать их.

С уважением,
П. Веденин, 18.03.2004



Вопрос:

18.03.2004 10:39 Consuelo

Здравствуйте, уважаемый П. Веденин. Я внимательно прочла Ваш сайт, и могу сказать, что я нахожу его очень интересным и значимым для себя. У меня возникло много вопросов, и самый актуальный на данный момент - это вопрос психической саморегуляции. Объясните мне, пожалуйста, какие процессы происходят на энергетическом и психическом уровнях, когда человек чувствует усталость (я имею в виду психическую усталось)? И каковы энергетические механизмы приведения в порядок системы на всех уровнях?

Заранее благодарна.
С уважением, Consuelo.

Ответ:

Здравствуйте, Consuelo.

Принципы, по которым производится психическая саморегуляция организма, уже неоднократно излагались в наших статьях. Но если возникло недопонимание с Вашей стороны, то видимо, наше изложение было сделано недостаточно четким и понятным.

Тема сложная и проблематичная. Поэтому, если и после этого объяснения останутся недопонятыми некоторые вопросы, то обязательно их задавайте с тем, чтобы организовать в сознании максимально возможную ясность по данной теме.

Наша концепция по ней такова. Все чувственные ощущения в полной мере зависят не столько от энергетической обеспеченности каждого из ресурсов организма, сколько от их гармонизации относительно друг друга. Вы говорите о психической усталости как о дестабилизирующем состоянии.

Общепринятые рекомендации звучат так: "Если вы ощущаете энергетическую недостаточность, то необходимо срочно подзарядиться". Школа "Встречный Ветер" на этот вопрос смотрит несколько иначе.

За исходную берем заявленную Вами проблему, т.е. психическую усталость. Концепция гласит: любая проблема, в первую очередь, заключается в разбалансировке системы. Следовательно, прежде всего надо решить этот вопрос. Но к этому можно идти двумя путями.

Первый (как рекомендует большинство систем) - необходимо повышать общий энергетический тонус. И второй (как рекомендует наша школа) - снизить общий тонус еще ниже с тем, чтобы устранить опасность перекоса.

Это надо делать до тех пор, пока не будет снято стрессовое перенапряжение. Мало того, снятие избыточного напряжения хоть и не решает самой проблемы, но позволяет сознанию оперировать энергиями. Теперь далее.

Мы выделяем пять активных энергетических уровней.

Это: биологический (клетка), физиологический (органы), психический (мозг), ментальный (кора) и духовный (интеллект). На пониженной энергетической активности организма легко выделить тот уровень, который сбоит. В соответствии с анализом, разрабатывается стратегия по реабилитации уровня.

Затем, когда достигнутый по реабилитации результат удовлетворяет, начинается работа по постепенному и планомерному подъему общего энергетического уровня с удержанием состояния общей гармонии.

Говоря о психической саморегуляции, следует иметь в виду, что такой подход, конечно же, требует знания и умения. Но это уже другая тема.

С уважением,
П. Веденин



Притчи:

18.03.2004 12:02 П. Веденин

Здравствуйте, Оцу.

Как я и обещал, предлагаю Вам для осмысления еще две истории - сколь интересные, столь и поучительные.

В одну из школ, культивирующих направление Дзен, пришел человек с желанием обучиться этому искусству. Как принято на Востоке, его сначала угостили чаем с тем, чтобы он перед ответственным разговором успокоился, настроился и т.д.

Но путник (естественно, из европейцев) был настолько нетерпелив, что начал разговор о цели своего прибытия раньше, чем этого требовал ритуал. Он разглагольствовал о том, как много уже знает, многому научился и совсем неплохо не только разбирается в большинстве нюансах Дзен, но и сам способен использовать его силу.

К этому он добавил, что успел перепробовать не менее десятка различных школ и направлений и везде добивался признания и регалий. Видимо, этим гость хотел показать сидевшему перед ним учителю, что он человек знающий и принятие его в школу для учителя должно выглядеть как большая удача, да и условия процесса обучения, возможно, удастся выторговать более льготные.

Пока гость распинался своим красноречием, учитель подливал ему в чашку чай, и в один из особо красочных моментов изложения мастер, казалось, настолько заслушался, что забыл о том, чем занимался. А как Вы помните, он в то время доливал чай в кружку гостя.

Ну и, естественно, чай, переполнив чашку, потек через ее край на стол, а затем и на колени гостя. Только теперь обратив на этот факт свое внимание, тот страшно рассердился произошедшим и, сетуя на невнимательность учителя и его неуклюжесть, категорически отказался не только продолжить беседу, но и заниматься в этой школе.

После того, как гость, рассердившись и в сердцах хлопнув дверью, ушел, учитель медленно встал и что-то тихо прошептал. Ученику, прибиравшему помещение, удалось расслышать только три слова: "Слишком много знаний". И, естественно, возникают вопросы.

Искренен ли был учитель, когда произносил эти слова? Если да, то почему он, не извинившись за свою оплошность, все же не убедил такого знающего человека остаться в этой школе? И последний вопрос: как мог столь опытный учитель так оплошать с разливом чая?

На все эти вопросы следует отвечать так. Был ли он искренен? Безусловно, он был абсолютно искренен, потому что в данном варианте количество искажало качество, т.к. оно было просто "лоскутным одеяльцем".

А не стал учитель убеждать гостя остаться потому, что, по мнению учителя, здесь, в этой школе, тот не смог бы получить того, чего хотел. Ведь несостоявшийся ученик желал еще более приумножить свои знания, а в этой школе ученики занимались тем, что освобождались от них.

И относительно процесса столь "неуклюжего" разлива. Конечно же, это было неспроста. Учитель этим хотел показать гостю два момента. Во-первых, указать на то, что его непрерывное и неконтролируемое словоизвержение уже перешло все границы и столь же бесполезно, как и пролитый чай.

А, во-вторых, мастером очень наглядно была продемонстрирована основная концепция школы: для того, чтобы можно было налить свежее, новое, необходимо, прежде всего, вылить то, что находилось там прежде.

Если же постоянно доливать свежий чай в чашку, полную старым чаем, то новому там места не найдется. И он, естественно, окажется на полу, что и было наглядно продемонстрировано учителем. Но гость увидел лишь то, что смог.

* * *

И еще одна притча.

Однажды к учителю, стоявшему в раздумье на берегу реки, подошел один из учеников и, улучив момент, задал ему вопрос: "Учитель, Вы так много знаете, умеете, Вы действительно велики, и я, как Ваш ученик, хотел бы не только достичь такого же величия, но и, в соответствии с учением школы, пойти дальше с тем, чтобы Вы впоследствии могли бы гордиться мною, как своим учеником".

Учитель, медленно повернувшись к ученику, спросил его: "Ну так в чем же проблема? Хочешь быть великим - стань им!". На что ученик, сокрушенно разводя руками, ответил: "Да, я стараюсь, но у меня получается все как-то не так, как я хочу. А вот почему так происходит, никак не могу понять. Подскажите, в чем тут дело?! Может быть, есть какой-то секрет, которого я не знаю?".

Немного помолчав, учитель сказал: "Ты прав, один секрет во всем этом есть, и ты, видимо, его не знаешь, но я тебе его сейчас открою".

У ученика от восторга и в предвкушении даже захватило дух: "И я тогда смогу стать великим?", - "Конечно же, сможешь!", - "Ну, так откройте же скорей!", - "Хорошо", - промолвил учитель - "Иди за мной", - и зашел по пояс в воду. Ученик без колебаний последовал за ним.

Когда они поравнялись, учитель, взяв ученика за шею и не говоря ни слова, окунул его лицо в воду с тем, чтобы тот вынужденно задержал дыхание.

Спустя некоторое время ученик дал знать учителю, что его возможности по задержке дыхания уже на пределе, но рука учителя жестко продолжала удерживать лицо ученика под водой.

По прошествии еще некоторого временного отрезка ученик понял, что без воздуха он больше не может и если сейчас же не вырвется из под воды, то просто захлебнется.

Но учитель, невзирая на все отчаянные попытки своего ученика вырваться из-под его руки, не отпускал своей хватки. И вот в каком-то, абсолютно немыслимом изгибе, ученик в последнем рывке к жизни все же освободился от "тисков" учителя.

Ничего не понимая и тяжело дыша, он дрожащим от обиды и напряжения голосом спросил: "Зачем это?!!". На что учитель спокойно и ровно ответил: "Ты же хотел узнать секрет моего успеха? И вот теперь ты его знаешь!

Если стремишься к знаниям так, как ты сейчас рвался к воздуху, и в итоге сумеешь пробиться, невзирая ни на какие препятствия, то обязательно станешь великим. Главное, это не прекращать борьбу".

Кстати, и в российских притчах можно найти подобную тематику, где доказывается приоритет процесса над постановкой цели. Например, в сказке о лягушке, попавшей в крынку с молоком.

Цель, безусловно, необходима, но процесс - это путь к ней, без которого она так и останется всего лишь мечтой.

Путь превращает иллюзию в реальность.

С уважением,
П. Веденин