A A A A Автор Тема: Чувство Наблюдателя  (Прочитано 3273 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Чувство Наблюдателя
« : 31 мая 2004, 04:00:00 »
Вопрос:

24.05.2004 01:42 Неизвестный

Здравствуйте Павел. По уроку. Когда начинаю урок с часами, сосредотачиваясь на стрелке иногда возникают мысли "как нелепо и беспорядочно" ходит стрелка. На повторе второго-третьего упражнения она, не то, что бы замедляется, но определенно обретает плавный ход. На данный момент это, само обретение плавности хода, замечаю не всегда, но довольно-таки часто. Ощущается в голове какой-то процесс, который не могу объяснить, но что-то похожее на "торможение". Далее стрелка обретает плавный ход и как-будто начинает "плавать" по циферблату...

...В состоянии "наблюдатель", удается видеть каждосекундный проход стрелки, каждого круга. Раньше были проблемы с зоной "6", стрелка виделась не отчетливо, но с несколькими днями видимость этой зоны улучшается и просматривается лучше. Однажды во время упражнения словил себя на мысли, что помимо часов попутно рассматриваю картину и некоторые другие вещи (из домашнего интерьера), которые находились на заднем плане часов. Конечно, достаточно расплывчато, но все же...

...Есть ли это та "зона интересов", о которой Вы упоминали в одном из предыдущих писем ?...

...А так же возник "рядик" вопросов, которые не могу Вам не задать..:

...Как применять состояние "наблюдатель", в повседневной жизни ? Это приходит поэтапно, с развитием ?

...Сколько ступеней сознания, и какое ощущение при переходе на последующую, как Вы это осознавали когда проходили их, по каким признакам ?

...Верите ли Вы в совпадение, как можно объяснить то, что мы называем совпадением ?

...Если человек гениален и не осознает этого, что помогает определить ему это, какие факторы ? Движение по пути ? Время ?

...Павел, помните я Вам сообщал о раздвоении часов и контроле над этим ? Вы тогда еще ответили, что произошла расфокусировка зрения... Так вот, тогда я исправил ситуацию и в настоящем не допускаю "дисфокусировки". Но теперь другое, я решил провести небольшой эксперимент, добавив еще одни часы. И попробовал сконцентрироваться на двух стрелках..., само собой разумеется, что у меня это не получилось, но вот концентрация на одной стрелке и последующее наблюдение за другой вполне соответствует реальности...

...И при расширении удается сразу наблюдать за двумя точками и стрелками, проходящими по кругу, находясь взглядом между часами. Так же считаю нужным добавить, что после этого эксперимента, попробовав, оказалось возможным менять плавность стрелки, тобишь скорость, считаю при развитии этого, вероятен контроль за ходовой скоростью стрелки...!

...Что думаете ...? ...Ошибаюсь...?

Евгений,
С Уважением.

Ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Чувство торможения, которое Вы ощущаете как незнакомый процесс, идущий в Вашем сознании, считаю благотворным фактором. При устойчивости он непременно со временем перейдет в чувство наблюдателя. Когда это ощущение перестанет чувствоваться как неудобство я скажу, что с ним делать дальше.

Способность к расширенному восприятию также укладывается в рамки того, что происходит при развитии Вашего внимания. Дело в том, что на тот же самый процесс Вам теперь требуется гораздо меньше энергии, и ее высвободившаяся часть, продолжая сохранять активность, агрессивно захватывает новые зоны внимания как, возможно, представляющие интерес.

Это хорошо. Но мы развиваемся, и поэтому предлагаю Вам усложнить задание, добавив к нему не только катание монетки или вращение шаров, но и их комбинацию, исполняемую различными руками. Конечно, все это не сразу и не вдруг, но начните самостоятельно усложнять это задание.

По наблюдателю. Конечно, его проявление возможно только с его развитием и это, естественно, происходит поэтапно. Но даже небольшой уровень его проявленности уже должен Вами использоваться в повседневной жизни. Как? А так, как я уже говорил.

Ваше внимание должно разделиться на участника процесса и наблюдателя за ним, т.е. за тем процессом, который естественно включает в себя не только всех участников, но и само действо. Чтобы это стало более понятным, представьте себе следующее. Вы с кем-то что-то делаете - неважно, что именно.

Важно другое: этот процесс не только снимается на кинопленку, но и тут же прокручивается на экране, который Вы видите. Тот, кто действует - это участник, а тот, кто видит этот процесс в синхронной прокрутке - наблюдатель. Итог.

Наблюдателю видны все просчеты, которые допускает участник. Тот же этого, конечно, не замечает. Но поскольку участник и наблюдатель - это одно лицо (т.е. Вы), следовательно, наблюдатель получает возможность корректировать (незаметно для окружения) действия участника. Вот эту сознательную дуальность и надо развивать.

Ступеней перехода, естественно, несколько, но на этот вопрос ответить однозначно невозможно, т.к. речь идет об индивидуальности. Потом, у одних эти ступени выражены более, у других - менее. Но какое это имеет значение? Надо работать, а не считать ступени.

По поводу совпадений (или еще, как их называют, случайностей) могу ответить стандартной фразой. Любая случайность - это непознанная закономерность.

Конечно, гениальность не может быть сразу же осознанной. Для этого потребуется время, но чувство предрасположенности к великому пути ощущается сразу. Удивительно то, что эта предназначенность окружением воспринимается раньше, чем им самим.

Различные модификации с упражнениями допускаются, но необходимо прежде ставить учителя в известность. Отсюда, по итогам упражнения Вы не ошиблись, а по организации процесса допустили просчет. Надеюсь, что к этой теме мы более возвращаться не будем.

С уважением,
П. Веденин


Вопрос:

24.05.2004 17:24 Неизвестный

Здравствуйте Павел, нет я не считаю ступени, но хочу понимать момент перехода, знаю, что об этом говорить рано, но я оптимист...

"...Различные модификации с упражнениями допускаются, но необходимо прежде ставить учителя в известность. Отсюда, по итогам упражнения Вы не ошиблись, а по организации процесса допустили просчет. Надеюсь, что к этой теме мы более возвращаться не будем..."

Да не будем, понятно, но все же какой просчет я допустил ?
Евгений, с Уважением.

Ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Говоря о просчете, я имел в виду то, что Вы начали самостоятельно модифицировать упражнение, которое я предложил для освоения. Я не хотел бы, чтобы те упражнения, которые я предлагаю, изменялись без моего согласия. Это не стремление ограничить Вашу самостоятельность, но забота о Вашем благополучии. Если Вы считаете меня своим учителем, то я в определенной мере несу за Вас ответственность. Если же Вы считаете возможным экспериментировать без моего ведома, то зачем Вам я, как учитель?

С уважением,
П. Веденин


Вопрос:

26.05.2004 01:00 Неизвестный

Здравствуйте Павел.

Павел, будьте любезны уточнить, использование этих двух упражнений в моем случае, т.к. не знаю как их практиковать, то ли два сразу, то ли по отдельности, может начать по отдельности, например: упражнение "часы", затем после несколько-минутного перерыва, упражнение "шарики-монетка", или наоборот, "шарики-монетка"--"часы", или же совмещать, делая,"часы-шарики-монетка" ?

А может делать упражнение "часы" как и раньше, а "шарики-монетка" в любой свободный момент ?

Как Вы считаете ?

Павел, в чем смысл упражнения "шарики-монетка", понимаю, что упражнение на развитие внимания, но нужно ли его делать в состоянии наблюдателя, концентрировать ли на нем внимание, или же вообще не надо смотреть за перекатыванием монетки и шариков ?

Да, Павел, прекрасно Вас понимаю, по поводу произошедшего по понятным Нам причинам не сожалею, но впредь такого не будет, если возникнут какие-либо встречные идеи по поводу уроков, обязательно, предварительно поставлю Вас в известность...

Знаете, однажды, точнее сегодня, совершенно случайно при расширении у меня получилось переключиться с часов на задний план, т.е. Это состояние совсем противоположное нужному, это как бы одним глазом я был в часах, но другим на заднем плане и видимость была отчетливой, но присутствовала расфокусировка зрения, как считаете, что это ?

Кстати, по вторым часам, что делаю, занимаюсь по одной паре ?

По наблюдателю. Выходит, я должен видеть себя, свои поступки со стороны, и то что не нравится наблюдателю нужно исправлять ? Следовательно требуется постоянно быть в состоянии погружения ? Или в моих выводах просчет ?

Евгений, с Уважением.

Ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Комбинация нескольких упражнений может быть создана Вами самим. По удобству и желанию. У Вас есть Ваше внимание и одно базовое упражнение (в данном варианте "часы"). Усложняющим вариантом будет подключение к основному упражнению дополнительного (одного или двух).

У Вас имеются две свободные руки и два доп. упражнения (монетка, шары). Вот и комбинируйте по своей воле и в любых вариациях. Могу добавить, что синхронную работу рук надо нарабатывать сначала отдельно от часов (как, впрочем, и каждую индивидуальную форму). В общем, ничего сложного в этом нет - я имею в виду организацию процесса обучения. Труд, настойчивость и личная воля - вот те силы, которые способны свернуть горы - и это не метафора.

Смысл упражнений "шары-монетка" в том, чтобы связать между собой причинно-следственный ряд "мысль - движение". Это развитие наблюдателя и участника, только в более сложных параллелях. Хотелось бы уточнить один момент.

Состояние внимания и процесс "смотрения" не надо отождествлять. Визуальный контроль осуществляется только за ходом стрелки, т.к. иного средства Вы пока не имеете. Но ведь как шары, так и монетка находятся в контакте с руками, так зачем же Вам глаза?

Не понял, по каким таким: "...понятным Нам причинам..." Вы не сожалеете об ошибке? Если бы Вы отказались просить прощения, то я бы восхитился Вашими успехами на ученическом попроще, а так?..

Опять не понял, как возможна отчетливая видимость при расфокусировке зрения? Это невозможно по определению. Объясните.

По вторым часам. Давайте сначала отработаем усложненный вариант с одними часами, а затем уже как дополнительное, но необязательное упражнение, Вы можете практиковать далее - это не повредит.

И по наблюдателю. Да, насколько я Вас понял, выводы, которые были сделаны Вами, абсолютно верны. Именно то, что было сказано: "...Следовательно требуется постоянно быть в состоянии погружения..." и соответствующий этому вывод: "...я должен видеть себя, свои поступки со стороны, и то что не нравится наблюдателю нужно исправлять...".

Хорошо!

С уважением,
П. Веденин


Вопрос:

26.05.2004 19:30 Неизвестный

Здравствуйте, Павел.

"...Труд, настойчивость и личная воля - вот те силы, которые способны свернуть горы - и это не метафора..."

Да Павел, и удивительно то, что я твердо в этом уверен т.к. нет ничего невозможного, есть только страх, и нежелание. Ведь главное начать, а там уже и прояснится, (образно говоря).

По урокам никаких проблем, на данный момент умею перекатывать как шарики, так и монетку, обеими руками, конечно не в совершенстве, но трехдневная практика удивляет, когда начинал не мог перекатить монетку ни на одну фалангу, но теперь...

"...Но ведь как шары, так и монетка находятся в контакте с руками, так зачем же Вам глаза?..."

Да это так, но можно следить за этим процессом в погружении, наведя взор выше, или между рук. Считаю это развитием внимания до того момента, когда буду достаточно готов для совмещения обоих упражнений, через недельку другую с "часами". Как считаете ?

"...Не понял, по каким таким: "...понятным Нам причинам..." Вы не сожалеете об ошибке? Если бы Вы отказались просить прощения, то я бы восхитился Вашими успехами на ученическом поприще, а так?..

Вам можете восхититься т.к. я хорошо усвоил урок данный, не мне, но мне необходимый, что просить прощения нелепо...

...Итак я не прошу прощения, но сожалею только лишь о том, что не поставил вас предварительно в известность,(ведь человеку свойственно ошибаться, но логично, что не глупый человек сделает из ошибки соответствующие выводы и впредь постарается ее не допустить)

Но не сожалею по поводу произошедшего, которому есть причина...

... А причина здесь на самом деле одна, проведя эксперимент, я пришел к правильному выводу, следовательно был прав, а как можно сожалеть, когда Вы правы ?

"...Как возможна отчетливая видимость при расфокусировке зрения? Это невозможно по определению. Объясните..."

Павел, это будет тяжело объяснить, но я попробую, представьте себя держащим в согнутой руке часы, на расстоянии полуметра, Вы видите часы и задний план, это может быть стена, или какая-нибудь мебель, и если Вы направляете взгляд на часы, то по определению стена должна быть расплывчата, так ? Если на стену, то расплывчаты часы, так вот в состоянии расширения у меня получилось находиться,(именно "находиться", поймите дословно)одним глазом в часах и одним на заднем плане, но при изменении фактора важности часов, т.е. я как-бы вышел из часов одним глазом, в обычное состояние зрения, но по прежнему сохраняя состояние погружения, в часах другим, при небольшом раздвоении часов. А так же не теряя ощущение торможения, в голове.

Вот в принципе так это и произошло не знаю что это, но факт на лицо, и если хотите знать мое мнение, то считаю это "раздельным зрением". Скажите, Павел как можно это объяснить ?

Евгений, с Уважением.

Ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Работая только с руками, без "часов", Вы должны погрузиться в пространство между движениями. Но сделать это можно как с помощью зрения, так и без него. Кроме того, возможна концентрация на одной руке и наблюдение за другой, и т.д.

Комбинаций - множество, и все они годятся как вклад в актив. Сшейте повязку для глаз и используйте ее, когда захотите сделать упражнение "в темную". И как будете готовы, то практикуйте уже с часами.

По термину "расфокусировка". Он обозначает только одно, а именно утрату фокуса, т.е. четкости изображения. Поэтому объяснить "это" не только трудно, но и невозможно. Следите за четкостью мышления и точностью изложения. А "расфокусировка" зрения и "раздельное зрение" - это не только не синонимы, но и диаметрально противоположные значения.

То есть Вам удалось добиться фокусировки для каждого глаза в отдельности, но одновременно. Это не просто, но, тренируя мышцы глаз, этого можно добиться. Однако не это является смыслом упражнения.

Повторяю: это и другие, подобные, упражнения (которых множество) годятся для улучшения или стабилизации зрения. Мы же отрабатываем психологические эффекты, а это не одно и то же.

С уважением,
П. Веденин


Вопрос:

28.05.2004 19:51 Евгений

Здравствуйте Павел .

Ваши слова: "... Но в волевом режиме ум оперирует только с органолептической информацией. С интеллектом же ум держит связь лишь в опосредованном режиме, который не осознается, а значит, и действует автоматически. Другими словами, "чудеса" мы делаем постоянно, но не замечаем их. Не управляем и не направляем эти активы своей волей, но своим желанием - да, опосредованно..."

Объясните пожалуйста поподробней, что Вы имеете ввиду ?

Дело в том, что, как мне кажется, в этом абзаце заложен огромнейший смысл сказанного, но к сожалению, мне не понятного...

С уважением.

Ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Давайте все разложим по частям.

"Волевой режим" - это процесс самовыражения, не имеющий ограничений как по чести, так и по совести.

"Оперирует", т.е. активно действует, в целевом направлении.

"Органолептическая информация". Этим я указываю на то, что данная информация получена посредством участия в передаче данного материала шести известных органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, тактильность и нервная система).

"Интеллект" является составной частью сознания, возникший от энергетической накачки духовного луча.

"Ум" - также часть общего сознательного поля, но его деятельность связана с активами характера и нравственной надстройки.

Особой частью этих активов сознания можно считать функцию памяти, которая имеется как у интеллектуальной, так и у умственной составляющей. Именно между этими (подобными) институтами ментальности и происходит обмен информацией, необходимой для конструктивного мышления.

Однако проблема в том, что эта наиважнейшая коммуникация не контролируется осознанием - сл., проходит на уровне "подсознания". Соответственно и именно поэтому внимание человека неспособно развить энергию воли в полной мере.

Такая связь и называется опосредованной, т.е. не имеющей прямого непосредственного канала и действующей автоматически. Оптимальность результата - вот критерии этого процесса, а ограниченность диапазона энергетических инвестиций - его метод. Конечно, в этих условиях создать резонанс ментального посыла невозможно. Гармония - да, она присутствует, но всплеск недостижим.

Естественно, что установление сознательного контроля над взаимодействием между этими величинами (какими являются хранилища информации ума и знания интеллекта) переоценить невозможно. Образно это можно сопоставить с проливом, соединяющим океан и море. Он уже имеется в природе, но тот, кто будет его контролировать, будет и властвовать.

Этой метафорой я и объясняю последнюю свою фразу, которую Вы не смогли понять. Ведь под "чудесами" мы подразумеваем не одно и то же. Для Вас "чудо" - это вещь. Для меня же это процесс. Но ведь процесс - это и есть проявление жизненных форм в реальном времени.

Значит, чудеса происходят постоянно и непрерывно (как все жизненные явления), но мы осознаем только то, в чем участвуем волей. Остальные же, параллельно идущие процессы, нами не осознаются, и поэтому их как бы нет. Но они есть, и если человек сможет реорганизовать их в волевой процесс, то вместе с ним он получит и власть над этим процессом, хотя для остальных все будет выглядеть как чудо.

С уважением,
П. Веденин



Вопрос:

31.05.2004 10:40 Андрей

Здравствуйте учитель! К моему сожалению, у меня не возникало желания писать на диалог, скорее всего это из-за того, что пытался сам из малого количества информации понять и выбрать гораздо больше, чем лежит на поверхности. Наверно сейчас настал момент, поделится своими мыслями и получить совет. Например, для меня стало настоящим откровением чувство наблюдения со стороны за собой. Я не однократно об этом читал на страницах сайта и слышал от Вас, но пока сам не попробовал для меня, это действительно оставалось только информацией и не больше. Сразу задам вопрос о наблюдении за собой. Я сейчас пытаюсь смотреть на себя со стороны когда, что-нибудь делаю, при чём не очень сложное, как только со мной заговаривает кто-нибудь, образ распадается. Кстати говоря, я от этого испытываю раздражение не от того, что со мной заговорили, а от того что пропало это ощущение наблюдения за собой. Я правильно понимаю, что это от недостатка практики или необходимы специальные упражнения? А статья "Птицы сна и бодрствования" вообще можно сказать перевернула мои представления о сне и организации своего дня. Самое главное я перестал пытаться "урвать ещё кусочек сна" и почувствовал огромную разницу в своём состоянии. Но возникли и вопросы.

Первый, как быть с диалогом теневой части ума и интеллекта если в течении ночи какие либо причины вызывают просыпание? Я так понимаю, что тогда этот диалог так и не будет налажен или завершён. Как засыпать и спать в сознательно волевом режиме? Как подготовить себя к этому режиму?

Второй, в течение дня многие события зависят от внешних условий, т. е. да я могу предположить какие-то основные события, но некоторые события предположить просто невозможно. Как быть в этом случае?

И ещё не могу не поделиться восхищением от прочитанной книги Джека Лондона "Межзвёздный скиталец". Я был захвачен духом свободы и уважения, которым пропитана эта книга. Я понимаю, что метод, которым пользовался главный герой, это художественный вымысел автора, но наверно существует более приемлемый волевой режим проведения данных экспериментов? И существует ли необходимость вспоминания прошлого опыта?

За раннее благодарен. Андрей.

Ответ:

Здравствуйте, Андрей.

Получение даже прецедента чувства наблюдателя значительно обогащает палитру восприятия, помогая не только лучше понимать информацию и ускорять ответное реагирование, но и производить его на более высоких уровнях точности, скорости, своевременности, экологичности и мощности.

Ясно, что этого желаемого состояния сознания добиться непросто и потребуются значительные усилия для стабилизации этой способности. Поэтому "срывы" на начальных этапах развития не вызывают удивления. И Ваша реакция на утрату этого чувства, следующая вслед за этим, также естественна. Но если Вы будете заниматься по специальной системе, то возможность подобных "срывов" будет сведена к минимуму, а сам процесс обучения пройдет быстрее и с лучшим качеством.

По снам. Дело не в том, как был прерван сон, а в том, как он был организован. Если это был волевой процесс, то он и не прерывался, невзирая ни на что. А осознание произойдет в следующей сессии сна. Для того же, чтобы развить в себе эту способность, конечно же, требуется пройти курс занятий по этой схеме - точно так же, как и по предыдущему вопросу относительно наблюдения.

Далее. О невозможности стопроцентного предположения. Никто и не собирается ничего предполагать. Речь идет о знании - знании о процессе Вашего жизненного участия, а также о готовности быть адекватным, причем как к "строительству" так и к "разрушению".

А метод для проведения подобного и даже более сложного эксперимента, конечно же, есть. Но, прежде всего, необходимо быть к нему готовым. И такую готовность можно достичь не так сразу и не так быстро, как иногда хочется.

И теперь относительно того что: "...существует ли необходимость вспоминания прошлого опыта?..". Ответ однозначен - конечно! Дело в том, что реальность включает в себя не только пространство, которое трехмерно, но и время, которое также трехмерно. Это прошлое, настоящее и будущее.

Я говорю о мерности, а не об измерении его качества. Поэтому воспоминание о прошлом позволит развить знание. На основе знания можно предвидеть будущее, которое выразится идеей, смыслом. Зная прошлое и видя будущее, мы можем осознать не только само время, но и себя в нем.

Поэтому для меня очевидна эта необходимость как развивающий элемент, хотя некоторые интересуются прошлым и из неких меркантильных интересов, что для меня неприемлемо.

С уважением,
П. Веденин



Обращение:

Здравствуйте, Татьяна.

Так как Вы обратились к нам теперь не через Закрытый, а Открытый диалог, то мы, для ясности затронутой Вами темы, приводим нашу предыдущую переписку (в откорректированном варианте). Второй Ваш вопрос, пришедший на Открытый диалог, не изменялся:

Вопрос 1:

Имя: Татьяна
Сообщение: У меня есть переживания, о которых не с кем поговорить. Я читаю "Курс Чудес" (о нем можно узнать в Интернете). Изменения, которые происходят, вполне реальны. Я долгое время разделяла воображение от реальности. То, что происходит - не воображение:

- ощущение полноты восприятия как мира, так и людей,
- чувство единения со всеми людьми,
- чувство разливающегося покоя, но не забвения, нет,
- это живое восприятие мира.

Но есть то, что тревожит. Оно на границе этих двух восприятий. Идет конфликт с этим миром. В частности, выпадение из реалей этой жизни. Я хочу разобраться в том, что говорит этот курс. Может быть, у вас есть непосредственная информация о нем?
Спасибо

Ответ 1:

Здравствуйте, Татьяна.

Мне этот "Курс Чудес" неизвестен, и поэтому ничего определенного о нем я Вам сказать не могу. Но мне не совсем понятно, как Вы решились заниматься по системе, сначала не разобравшись в том: "...что говорит этот курс..."? Если Вы будете действовать таким образом и дальше, то все это может закончиться довольно трагически. Так поступать недальновидно. Так однажды Вы съедите гриб, а затем начнете интересоваться: "Съедобен ли он"? Согласитесь, что ситуация довольно странная, если не сказать больше.

С уважением,
П. Веденин, 14.05.2004


Вопрос 2:

31.05.2004 13:25 Татьяна

Привет. Пишу Вам второй раз.По поводу Курса Чудес Ваш ответ получила, спасибо.Хочется чтобы Вы узнали об этой книге тогда у Вас сложилось бы впечатление и мы поговорили бы о ней по другому,она довольна фундаментальна чтобы судить о ней торопясь.

Эту книгу можно охарактеризовать как процесс ведущий туда и открывающий именно то,что многие из нас хотят постичь,но наши схемы восприятия не работают.Нужны новые,но скорее не схема нужна нужен процесс сознательный и его невозможно проанализировать,потому что его нет в нашей обыденности,однако некая глубинная память об этом пути все-таки есть,я пройду этот процесс вспоминания СЕБЯ, а потом Вам напишу, если Вы не против.

Я решила поступить на психолога напишите мне пожалуйста стоит или нет та база,которую преподают,внимания или есть альтернатива получения образования в этой специализации.Спасибо.

Ответ 2:

Здравствуйте, Татьяна.

Я искренне рад за Вас, что, видимо, скоро Вы, наконец-то, "вспомните СЕБЯ" и, обретя глубинную память, все же сумеете пройти по пути туда, где возможно постижение того, что Вы хотите постигнуть. Надеюсь, что книга "Курса Чудес" действительно окажется для Вас подходящим путеводителем.

Конечно, обязательно напишите, насколько удачным оказалось формирование сознательного процесса как более совершенной схемы восприятия, а так же, как все это отразилось на Вашей реальной судьбе.

Относительно учебы - насчет того, где проходить обучение. Конечно же, всегда имеется альтернатива, и каждый подбирает ВУЗ под себя.

По базе. Я убежден, что первое образование должно быть фундаментальным, научным. А затем уже, по желанию, оно может быть обогащено дополнительной специализированной информацией.

С уважением,
П. Веденин



Вопрос 1:

Добрый день!
С детства мне нравилась всякая техника, компьютеры, поэтому я пошел учиться на программиста-математика. Но не получаю никакого удовольствия от этого. У меня были проблемы со здоровьем и с общением, сейчас я хожу на групповую и индивидуальную терапию. Мой психотерапевт серьезно говорит, что я неплохо продвинулся по сравнению с некоторыми людьми с похожими проблемами. Действительно, я открываю для себя много нового и интересного, работая с терапевтом и размышляя, решая свои проблемы самостоятельно. Кроме того, я обнаружил в себе способность понимать эмоции людей и иногда причины этих переживаний, хотя я плохо разбираюсь в людях в обычном понимании. У меня возникла мысль пойти на психолога, даже не за тем, чтобы потом заниматься лечением, а просто ради интереса, да и эти знания могут пригодиться во многих областях. Только я боюсь ошибиться.

Спасибо.

Ответ 1:

Здравствуйте.
Ошибки возникают из-за неясности и недопонимания. Давайте вместе попробуем разобраться в Вашей ситуации, чтобы не ошибиться.

Вы говорите, что успешно занимаетесь с психотерапевтом. Что он Вас хорошо знает, помогает в становлении Вашей личности, что это благотворно влияет на Вашу психику - это все прекрасно. И если у Вас появляются мысли о смене деятельности, то почему бы Вам ни поинтересоваться у него, насколько это, с его точки зрения, правильная мысль? Насколько Вы подходите для этого поприща, а оно - для Вас?

Если же Вы хотите услышать мнение со стороны, то могу Вам предложить свой взгляд на эти вещи. Итак, Вы изначально, с детства, были увлечены техникой - налицо определенный склад мышления. Но учеба по выбранному направлению Вас пока не вдохновляет, и Вы даже испытываете некоторое разочарование. Как следствие этого, Вы задумываетесь, а не сменить ли техническое образование на гуманитарное.

Хочу заметить, что учеба по любому профилю трудна и обычно не вдохновляет, если ученик не вкладывает при обучении частицу себя, не ищет новые пути в понимании изучаемых предметов. Иначе везде одно и то же, скучно и тягостно, потому что там нет Вас - и это еще один секрет психологии.

Изучение же психологии как науки - весьма сложный и кропотливый процесс, значительно отличающийся от многих тренингов, организованных в легкой, игровой форме. Помните - увлечься психологией и полюбить ее - далеко не одно и то же.

Чтобы удовлетворить свой личный интерес к психологии, достаточно читать многообразную литературу, статьи Интернета, обратить свое внимание к практическим тренингам. Углубляя свое понимание этой науки о душе, человек сможет определиться, что ему в ней по душе конкретно, ведь эта наука имеет много отраслей. Работая по выбранному курсу, он сможет стать психологом для себя, в жизни применяя эти знания в любой сфере деятельности.

Если же Вы хотите стать еще и психологом для других, то потребуется уделить этому не только время, но и некоторые средства в приобретении системных знаний высшего образования. Вы пишите, что уже учитесь на программиста-математика. То есть Вы уже вложили некоторую часть своего времени, средств и внимания в выбранное изначально направление. Но что будет, если Вы бросите уже начатое и разочаруетесь через годик-два в новом?

Почему бы Вам вместо такой линейной стратегии не пойти по путям параллельности, продолжив уже начатое обучение и, в то же время, углубляя и расширяя свои познания в психологии? Ведь она, безусловно, заслуживает внимания, так как является основой знаний человека о самом себе.

Но самый большой секрет заключается в том, что чем больше Вы будете заниматься в этом направлении, все больше познавая свой внутренний мир, тем ярче и яснее предстанет перед Вами мир внешний.

И тогда станет понятно, что психология пронизывает все сферы человеческой деятельности, и математику в том числе. Конечно, рассмотреть это непросто, но человеку увлеченному это под силу. Так первая сфера деятельности вновь приобретет в Ваших глазах значимость, и Вы не понесете потери ни во времени, ни в средствах.

В то же время, если Вы в ходе своих психологических исследований поймете, что это Ваше призвание, то сможете заочно или вторым высшим взять и этот бастион. В итоге у Вас могут оказаться в активе два полярных образования, гуманитарное и техническое, что даст Вам объемность мировосприятия.

И тогда Вам будет значительно легче справляться с жизненными трудностями, по желанию избирая ту ветвь параллельного пути, которая окажется по судьбе открытой. А возможно, в ходе такой работы Вы обнаружите те связи между механикой и психикой, которые доселе были неведомы научной мысли и создадите синтез этих наук. А это поприще уже может стать Вашим истинным призванием, где смогут раскрыться обе стороны Вашей натуры, где объединяться работа и хобби.

Хотя в любом случае решать Вам, что ближе Вашей личности. Ведь никто не знает Вас так, как Вы сами.

См.: "Психология от А до Я",

"Информационный мостик через смерть",

"Работа и хобби".

С уважением,
Ли Хоа, 20.03.2004


Вопрос 2:

Я уже обращался к Вам с вопросом по поводу того, стоит ли менять техническое образование на психологическое. Спасибо, что ответили на мое письмо. Я уже понимаю, что мне не хватит терпения и способностей, чтобы стать психологом. Пробовал читать Введение в психоанализ (З. Фрейд) - это кошмар :).

Хочу спросить еще одного совета. Я давно наблюдаю за собой, занимаюсь с психотерапевтом и вижу, что многие проблемы возникают из-за того, что мне кажется, что не хватит времени. У меня сейчас небольшой перерыв в занятиях с психотерапевтом, а проблему-то решить нужно, потому что не хочу простаивать. Не могли бы Вы мне помочь понять, в чем дело?

Заранее благодарен.

Ответ 2:

Здравствуйте.

Мы помним Вас, Вашу тему. Однако вынуждены отказать Вашей просьбе. Дело в том, что Вас уже ведет, сообразуясь со своим видением и пониманием, тот психотерапевт, которого Вы выбрали. И даже небольшой простой в работе не означает, что мы можем вмешиваться в процесс психологической коррекции своим вниманием. Это непрофессионально и неэтично.

Если Вам нравится его поддержка, то советуем Вам придерживаться одного курса, а не устраивать разноголосицу мнений и рекомендаций, так как каждый, в силу неизбежного субъективизма, видит одно и то же хоть чуть-чуть, но по-другому.

Поэтому используйте вынужденный перерыв на повторение уже имеющихся познаний в психологии с тем, чтобы новые информационные дотации от Вашего психотерапевта были Вами усвоены наиболее полно и всесторонне.

С уважением,
Ли Хоа, П. Веденин, 16.04.2004



Вопрос:

День добрый.

При сосредоточении на чёрной точке довольно быстро появляется белый яркий свет за ней, но только если концентрировать внимание не на центре черного кружка, а на его границе с белым полем (круг превращается в шарик). Но если теперь перевести взгляд на центр круга, то всё пропадает. В чём может быть дело?

И ещё один вопрос. Вращение шарика должно видеться или больше чувствоваться?

Ответ:

Здравствуйте.

Если на черный круг смотреть не сфокусированным взглядом, а обзорным, то, как Вы верно заметили, внимание наблюдателя будет также приходиться и на границу черного круга. Появление свечения объясняется тем, что наиболее сильные впечатления всегда возникают на контрастах, антитезах, противоречиях.

Белый цвет - он одинаков по всему полю, но на границе с черным его значимость резко возрастает. Именно эту пиковость наблюдатель и видит как свечение. Это тем более актуально, что белый свет по своей суть Ян, а черный - Инь. В соответствии с этим черный круг (также на самой границы с белым) может выглядеть гораздо чернее, чем его центр.

Однако в данном упражнении нас интересуют не зрительные иллюзии (достаточно подробно описанные в Гештальтпсихологии), а иной смысл, который позволяет отделить черную точку от белого фона и повесить ее в пространстве между наблюдателем и ее исходным положением.

Задача - создать визуально наблюдаемую голограмму при сопровождении специальных эффектов, о которых сообщается дополнительно тем, кто занимается по программе.

Теперь о вращении. Действительно, существуют две формы восприятия, но они не противоречат друг другу, а проявляются по отношению друг к другу как дополнения, служащие развитию полученной голограммы. Естественно, что сначала вращение больше чувствуется, чем видится, но затем вращение становится реальностью.

С уважением,
П. Веденин, 17.11.2003