A A A A Автор Тема: Психическая устойчивость  (Прочитано 3678 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Психическая устойчивость
« : 16 Январь 2002, 03:00:00 »
Для того чтобы успешно разобраться в этом вопросе, необходимо четко представлять себе его суть. Прежде всего, следует выяснить для себя, что это такое - психика?

* * *

Психика - это организующая система человеческой жизненности, включающая в себя такие функции, как мышление, память, интуитивные чувства, логику, спонтанность, органолептическую функциональность, координацию, физиологию тела и его физическую гармонию.

Как видим, система жизнеобеспечения человека весьма сложна и много- разнообразна. Именно поэтому организация всей этой системы выходит на первый план, так как всё остальное - лишь частности, составляющие целое.

Также ясно, что система начнет рушиться, если организующие силы будут дисгармонизированы. Но если координационные возможности останутся в целостности, то даже выход из строя или сбой в отдельных фрагментах системы будут лишь эпизодами.

* * *

Поэтому, говоря о психической устойчивости, мы сделаем акцент не на отдельных составляющих, которые обычно привлекают к себе внимание, претендуя на главенствующую роль, а на идею баланса, как независимо существующей функции. Однако тут возникает определенная сложность.

И заключается она в том, что становится невозможно в материальном смысле обозначить эту идею - в противовес реально существующим частям психики. Отдельные части - есть, а психики, которую они вкупе составляют, как бы и нет.

Но логика утверждает: раз есть система, и она работает, значит, должен быть организующий и координирующий орган. И, тем не менее, его, как материи, нет. Вот почему так сложно решать проблемы психики, как целостного органа.

Частичные же коррекции далеки от идеальных положений. Поэтому кардинальность в решении этих проблем зависит от того, насколько продуктивным окажется поиск психического центра.

* * *

Прежде всего, необходимо оттенить следующее: управляющий орган не может и не должен быть представлен, как материально-телесное образование.

Однако он реален на уровне виртуальности. Вот почему его так сложно обнаружить. Ведь его надо искать не глазами, а интеллектуальным видением.

Управление - это функция, а материальный орган - лишь ее энергетическое обеспечение.

* * *

Возьмем, к примеру, "совет директоров".

Каждый из его представителей материален, но вот их симбиотического единства на материальном уровне не существует - оно виртуально.

Поэтому, для того чтобы оказать влияние на этот "совет", необходимо не атаковать отдельных директоров на материальном уровне (что малоэффективно и очень энергоемко), а влиять на идею, которая находится в мире виртуальности.

Вот почему силы влияния также необходимо поместить в ту же сферу.

* * *

Однако любое влияние должно начинаться с определения проблемы, ее локализации.

Пока лишь мы определились с тем, "что" и "где" надо искать. Виртуальность предполагает также и механизм поиска, который может быть определен, как направленное внимание интеллекта.

Вектор этой направленности должен быть ориентирован на самого себя. Символом этого процесса можно избрать изображение змеи, кусающей себя за хвост. Опираясь на избранную понятийную базу, давайте разбираться в этой системе.

* * *

Медитативные исследования психики в первую очередь говорят о том, что это "энерго-полевая" система, организованная в конструкцию, которая не имеет устойчивой конфигурации, а, скорее, напоминает пульсирующую сферу.

Она, тем не менее, гармонизирована противоположными флуктуациями. Их исследование показывает, что они вызваны центробежными и центростремительными силовыми линиями, властвующими в этом пространстве.

Становятся важными, в этом случае, две вещи, которые и создают третью, то есть саму психику. А точнее, организаторскую энергосистему, которой и подчинены уже материальные процессы.

Этими вехами можно обозначить центр данного поля и его границы. Вникая глубже в эту систему, становится очевидным, что если периферия - синусоидальная, пульсирующая, то центр - стабилен и неподвижен.

Именно поэтому возможно движение в сфере, образованной между этими двумя положениями.

* * *

А центр, являясь то "черной дырой", то "пульсаром", силой энергетики и образует границы своего поля. Гибкая же пластичность границ создает движение своей волнообразностью.

Конечно, на поверхности поля, где вздымаются энергетические волны, нет поступательных импульсов, - да этого и не требуется.

Задача второй составляющей заключается в том, чтобы удерживать в стабильности, безразрывности контур пси-поля, смягчая и амортизируя импульсы центра своей пластичностью.

Но при этом обеспечивается и "обратная тяга", когда центр начинает работать на втягивание.

Это взаимодействие приводит к тому, что прямолинейные двухсторонние импульсы центра пульсирующая периферия переводит во вращение.

Так, поле получает личное время или время вращения, имеющее индивидуальный спин, что и является жизнью поля.

* * *

Возникающие процессы, произведенные волновыми вихрями, зарождающимися или разрушающимися в ходе этого вращения, можно назвать как развивающимися, так и эволюционирующими.

Почему это происходит? Выбрасывание или втягивание энергии можно сопоставить с определенной долей насилия, которое вызывает дискомфорт во времени поля.

Поэтому структуры поля так "со-организуются" с этими неизбежными "катаклизмами", чтобы они могли оказывать минимально деструктивные напряжения во временных системах поля.

Таким образом, нашему вниманию необходимо подчинить своему влиянию баланс, гармонизирующий как силы самого поля, так и мощность его пульсирующего центра.

* * *

Однако при этом необходимо определиться с тем, кто взял на себя в этом процессе ведущую роль. В данном вопросе о приоритетах можно выделить следующие пункты.

Имеется мощность центра, которая абсолютна. И, с этой точки зрения, она радикальна. Но есть также и другая сила, которая хоть и рождена центром в принципе, но впоследствии генерируется периферией.

Это сила адаптации, подстройки. Она не радикальна, а вариативна. Ведь в этом принципе, собственно говоря, и заключается идея управления.

Таким образом, мы определились с приоритетами. Есть энергетическая мощность центра и сила пульсирующего поля. И всё это объединено энергией пластичной оболочки.

Очевидно, что решение вопроса о психической стабильности должно обеспечиваться этими тремя составляющими.

* * *

Теперь давайте на миг абстрагируемся от темы и рассмотрим обыкновенную жизненную ситуацию.

Человек, споткнувшись или поскользнувшись, упал "мешком" и разбился. Почему?

Очевидно, что при резком изменении векторов координации исчезли ориентиры, с которыми соизмерялось его внимание.

В итоге он утратил стабильность своего положения в пространстве и, как следствие, упал. Причем упал неорганизованно, жестко, неожиданно - потому и разбился.

Действительно, при резком смещении силовых линий относительно друг друга такой исход естественен и предсказуем. Выходит ли из этого, что изображенная ситуация неизбежна?

Не всё так просто и не всё то действительно, что нам кажется реальным. Давайте увидим произошедшее с иного угла зрения.

* * *

Упавший тяжело человек установил свои ориентиры в полном соответствии с теми знаками и силами, которые его окружали.

Именно тем, что его внимание было переведено вовне, этим действием он ослабил опору на внутренние ориентиры. Вот почему так гибельно сказалась на нём неожиданная потеря этих внешних точек опоры.

Конечно, было бы неправильно работать только с внутренними ориентирами, игнорируя внешние. Это другая крайность, способная также привести к негативным последствиям.

Но если бы он, параллельно работая с внешними ориентирами, сохранял бы связь и с внутренними, то случайная утрата какой-либо части опоры (в данном случае, внешней) не привела бы к трагедии.

Ведь недостающая информация могла быть компенсирована второй половиной - внутренней.

* * *

При этом также было бы неправильно гарантировать, что человеку, имеющему параллельный вариант точек опоры, всегда удастся избежать падения. Но сделать его максимально безопасным, в данной комбинации, - вполне реально.

Например, что делает акробат при сложных вращениях в сальто? Он держится за собственный центр, ориентируясь, параллельно с этим, на внешние точки опоры.

Ибо в данный момент это единственная и надежная реальность - всё остальное изменчиво и текуче.

Причем ведущей должна быть центральная точка - внутренний центр. А внешняя опорная точка вниманию служит в режиме опосредованности.

* * *

Правила координации основываются на главном законе равновесия, который гласит: если человек не падает относительно своего внутреннего центра, то он не падает вообще.

Но как же тогда назвать его свободное перемещение в пространстве? Как угодно. Это может быть ходьба, бег, езда, - главное, чтобы эти перемещения происходили в волевом режиме.

Так, даже если движение будет проходить в режиме "безопорности" и причиной станет случай, то этот вариант перемещения не станет падением, а может быть классифицирован только как полет.

Хотите знать, почему? Потому что в этом варианте человек, "падая", не разбивается.

* * *

Однако вернемся от физических перемещений к непосредственной работе с психикой. Ведь нас интересует именно психическая устойчивость. Хотя, в данном контексте, эти два различных вопроса подобны.

Гнев, злоба, ужас, страх, уныние, апатия, агрессивность, восторг, радость, чувство удовольствия и т.д., по своей сути, являются всего лишь эмоциональными наполнителями наших поведенческих форм, и зависят от внешних ориентиров.

Безусловно, они могут, в ходе взаимоотношений, "подставить нам подножку, подтолкнуть или помочь поскользнуться". Теперь поговорим о том, а где находится в этот момент наше цепкое и осознанное внимание?

Если у человека нет связи с собственным центром, а есть лишь ориентация на внешние точки, то он рано или поздно, но обязательно упадет - и при этом сильно расшибется.

* * *

И это понятно.

Ведь если его "понесло", значит, он потерял связь с внутренним центром, и поэтому не может "лететь", что естественным образом приводит к трагическим последствиям.

Конечно, потом можно сожалеть о том, что произошло, находить причины содеянного, видеть другие, более успешные варианты решения вопроса, но по факту это мало, что меняет - ведь дело-то сделано.

И остается только терпеть боль и страдать, сжав зубы. Но ведь это также неконструктивно, так как поднявшаяся изнутри волна протеста, не имея выхода (ведь всё уже произошло), способна лишь на то, чтобы произвести разрушение внутри собственного поля.

В результате человек признает себя неудачником, неспособным к созданию благополучия. А это неконструктивно, так как наша психика по-прежнему остается на том же уровне, находясь под угрозой воздействия сил разрушения.

Очевидно, что должен быть еще один вариант управления вниманием, где эти вопросы могли бы успешно решаться. Давайте вновь вернемся к нашему акробатическому вращению.

* * *

Есть то, что действует во внешнем, физическом мире. Но, параллельно с этим, есть и то, что происходит в мире внутреннем, - в этом царстве психических реалий.

И если человек всю цепкость своего внимания концентрирует на центре психического поля;
а затем, через этот центр, то есть из неподвижности, используя его огромный потенциал мощности, наблюдает за базовыми точками физического мира;
при этом не только наблюдает, но и непрерывно корректирует свою позицию (в чём он кровно заинтересован),
то такой дуальный контроль придает ему дополнительную устойчивость.

А теперь давайте от этой аналогии вернемся к нашей психике.

* * *

Как бы активно ни воздействовало на человека внешнее окружение, никогда нельзя терять связи со своим психическим центром, через который можно удерживать и длительное время сохранять не только психическую устойчивость, но и ее стабильность.

А уже это, в свою очередь, скажется и на физических движениях, действиях и поведении, которые станут не только достойными, но и адекватными раздражителю. В противном же случае они будут выглядеть сумбурными и, как правило, становятся ошибочными.

* * *

Но что значит: сохранять связь с психическим центром?

Реакция на внешние обстоятельства естественна и необходима, так как является залогом адекватности.

Но вот если говорить о соответствии произошедшей реакции, то тут уже в полной мере проявляется как возможность, так и способности психики.

Работать с внешним миром через психический центр, - прежде всего, означает помнить о нём, чувствовать его, иметь с ним непрерывную обратную связь, и, тем самым, активировать его потенцию, то есть мощность, рожденную неподвижной стабильностью.

И если насчет мощности всё ясно, так как речь идет о потенциале психического центра, то всё, что касается неподвижности, требует уточнения.

* * *

Так, из неподвижности можно наблюдать... Ведь быть подвижным - значит действовать, участвовать... А наблюдатель обогащает восприятие, которое в участнике минимально.

Это увеличивает психические возможности, создавая ускорение внутреннего времени, что способствует расширению ментальных возможностей.

В результате человек получает не только осознание, но и осмысление, которое и называется Видением.

Причем не только в пространстве, но и во времени.

* * *

Отсюда, и все эмоциональные выплески становятся управляемыми, направляемыми, дозируемыми и комбинаторными.

Вот это уже можно назвать "Искусство Воина", которое известно, как "сталкинг". Почему Воина?

Да потому, что Воин всегда ответственен, как профессионал жизни, никогда не позволяя себе бездумно ею рисковать и транжирить ее драгоценное время.

П. Веденин, 2002