Автор Тема: "Лапша из фанеры" или чистый звук творчества?  (Прочитано 3332 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Уже не в первый раз в средствах массовой информации поднимается вопрос о засилье на нашей эстраде различных музыкальных программ, идущих под фонограмму. Проблема заключается в том, что в результате этого исполнительского трюка страдают морально-этические нормы искусства.

Происходит подмена истинного творчества на подделку ремесленника средней руки. В итоге настоящее искусство становится мало востребованным и, прекращая развиваться, мало-помалу начинает деградировать.

Ведь одного энтузиазма исполнителей вокального мастерства явно недостаточно для того, чтобы поддерживать "на плаву" те программы, которые проходят под лозунгом "чистый звук". Почему недостаточно?

Очевидно, что для того, чтобы устроить на эстраде представление, требуется предварительно сделать очень большие материально-финансовые вложения. А продюсер (как человек, отвечающий именно за этот аспект программы) не всегда уверен в соответствующей отдаче со стороны потребителя этого продукта.

Зрителя может оказаться недостаточно для того, чтобы сумма от проданных билетов не только покрыла возможные расходы на устройство программы, но и дала бы необходимую прибыль. И с этой точки зрения устроители идут на сопредельные комбинации.

Суть их такова: "Максимальная привлекательность при минимальных затратах!". Давайте разбираться в этой формуле, обеспечивающей рентабельность затеи.

"Максимальная привлекательность" - создается за счёт того, что программа нацелена на удовлетворение вкуса тех, кто является самым массовым потребителем этого продукта.

И если в подавляющем большинстве этим потребителем оказывается молодежь, то и само представление, естественно, должно быть динамичным, наполненным экспрессией, страстью, эротическими телодвижениями, акробатическими па.

Но при этом тексты, положенные на соответствующую телодвижениям музыку, не нуждаются в глубоком смысле. Это должны быть чувственные выбросы, монологи, а не смысловые диалоги со зрителем. Задача совсем другая.

И она состоит не в том, чтобы подтолкнуть слушателя к размышлениям о смысле жизни, а в том, чтобы создать импульс отклика, резонанс и побудить к действию. Большинству молодежи это гораздо ближе и понятней, ведь таким образом не надо думать, рассуждать. Зачем, если всё уже кем-то сделано и подается как рецепт счастья, успеха?

Но для того, чтобы срабатывала эта часть внушения, ей нужна альтернатива, использующая принцип антитезы. Тогда за основу берутся несложные лирические тексты, несущие нотки сентиментальности (иногда это просто старые песни - из "той" жизни), и в новой аранжировке выдаются "на-гора".

При этом гимнастико-эротическое сопровождение мелодии ни на миг не прекращает своего прессинга на зрителя. Ему это нравится, он этого желает (если хотите, требует), и, конечно же, получает, удовлетворяя свою страсть. В конце концов, кто платит, тот и заказывает музыку. Это естественно, логично и в общих чертах правильно. Но мы сейчас говорим о другом.

Итак, максимальная привлекательность создана. Теперь речь пойдет о том, чтобы обеспечить ее функциональную мощность минимальными средствами, как того требует закон рыночных отношений, то есть бизнеса. Мы уже выяснили, что программа должна быть, прежде всего, развлекательной и по минимуму - смысловой. Тут требуется чувственность, а не осознанность.

Следовательно, программа, отвечающая всем этим требованиям, должна создаваться по законам "шоу", а не искусства, которым до некоторой степени можно пренебречь. То есть мы видим яркий образец исполнительства, которое не претендует на статус искусства.

А раз это так, то и требования к качеству становятся минимальными. На первый план выходит техника иллюзий, обмана, камуфляжа, о чем все знают, но против не возражают. Ведь на представлениях фокусников-иллюзионистов никто и не считает, что все то, что он наблюдает, является истиной.

Все знают, что это ловкий обман, построенный на специальных эффектах, но именно это их и восхищает, именно за этим они (зрители) и приходят, невзирая на дороговизну. Это неважно. Важно другое: здесь и сейчас человек может отвлечься, отдохнуть, расслабиться и, тем самым, восстановить свои силы. Это его выбор.

Поэтому и нет никакого протеста, а только одно удовлетворение. То же мы наблюдаем и на шоу-программах. Все прекрасно знают, что исполнители не слишком голосисты - так это и неважно. Основным в шоу-программе является поддержание темпа, ритма, наличие харизмы.

Мало того, тот "бешеный" темп, который нередко воспроизводят исполнители, не может ни сказаться на дыхании, так какое же тут пение? Но петь-то надо! Это требуется для комплекса энергии воздействия. И вот тут-то, как нельзя кстати, пришлась аудиотехника с ее огромными возможностями.

Но можно спросить: а что, разве нельзя найти таких исполнителей, которые бы и пели, и плясали, и увлекали бы зрителей искрометным конферансом? Конечно, можно найти, и таких немало, но вот что важно.

Мастер (а он стал маэстро не за один день) весьма ценит себя как профессионала, и здесь возникают две основополагающие позиции, не совпадающие с концепцией шоу-бизнеса.

Прежде всего, профессионал требует высоких гонораров, которые подтверждают его статус, и спускаться до унизительных подачек не позволяет его достоинство. Это первое, что делает такого исполнителя нежелательным, то есть искусство и бизнес зачастую экономически несовместимы.

И второе. Шоу требует от исполнителя как пения, так и активных, иногда даже агрессивных телодвижений. Как мы понимаем, делать то и другое на максимуме нереально. Поэтому и предлагается звук (как неконтролируемый зрителями процесс) перевести на фонограмму.

Казалось бы, ну в чем же тут вопрос? Все правильно, логично и действительно является единственным выходом из создавшегося положения. Но маэстро не желает тут идти на компромисс. Это, по его мнению, несовместимо с его высоким статусом. Ну нет - так нет, и дельцы от искусства нашли великолепный выход.

Они подыскали ряд молодых людей, желающих стать эстрадными исполнителями. Да, они не имеют голоса для того, чтобы петь, используя только возможности микрофона, но они харизматичны, пластичны, имеют чувство ритма, способны к темповым движениям, обладают достаточным слухом.

И после небольшой подготовки и наличия огромного желания они способны обеспечить визуальную часть спектакля под названием "шоу". А звуковое сопровождение прекрасно обеспечивает фонограмма. Так был найден недорогой, послушный и привлекательный исполнитель.

А теперь этот поиск вообще поставлен на поток, например, "Фабрикой звезд". Всё прекрасно, все довольны. Так в чем же проблема? Почему эта тема продолжает муссироваться? И вот теперь мы переходим к самой важной части нашего разговора.

Понятно, что "шоу" и сценическое искусство является диаметрально противоположными направлениями, которые, тем не менее, востребованы обществом. И каждое из них имеет право на существование.

Имеет? Да. Но не каждое из них может свое право самостоятельно реализовать - и в этом суть вопроса.

Шоу-бизнес, несмотря на свою дороговизну (антураж, техника и т.д.), тем не менее более живуч (чем классическое искусство) за счёт количества своей зрительской аудитории и мизерных гонораров исполнителей.

Шоу-бизнес в одни "ворота" переиграл искусство, и именно это вызывает тревогу.

Вопрос не в том, что часть исполнителей поет под фонограмму. Это выход из положения (и причем весьма оригинальный, - как, впрочем, и эффективный). Мы же не осуждаем исполнителей студийной аудиозаписи, когда слушаем пластинки, диски и т.д.

Но мы встревожимся, когда люди начнут слушать вычищенную аудиозапись и перестанут ходить на "живой звук". Почему?

Да потому, что пение с эстрады перед аудиторией и запись в студии (либо пение под фонограмму) диаметрально противоположны.

Когда поет душа, выражаясь в чистом звуке творчества, здесь и сейчас рождая "обыкновенное чудо", то это завораживает и увлекает слушателя в мир прекрасного, облагораживая его устремления.

Поэтому такие выступления, в которых мастер полностью раскрывает свой талант, нужны не только узкому кругу ценителей, но и всем нам. И здесь возвышающую и обучающую роль искусства трудно переоценить.

Это как если сравнить компьютерную "стрелялку" с реальным боем. Видимо, право на жизнь имеют оба положения, но только не за счет друг друга. Если "стрелялка" восторжествует окончательно, то дух воина также окажется выхолощенным из нашего сознания. То же самое и по пению - живому и фонограммному.

Сравните оперу и оперетту: тот же сюжет. Есть классическое направление и легкий жанр. Нужны оба, но если одно начинает задавливать другое, то, на мой взгляд, требуется, не третируя одно, другому оказать помощь в возрождении.

Как? Да по тем же самым критериям, то есть "максимальная привлекательность и минимальные затраты". И здесь опять поднимается вопрос об экономике.

Эстрадное искусство неспособно (во всяком случае, пока) обеспечивать свою жизненность самостоятельно, поэтому нуждается в дотации со стороны как государства, так и частных спонсоров. Пусть это будет сделано под эгидой меценатства или под каким-либо иным видом - не принципиально.

Ведь нельзя переносить внимание на плоды, забывая при этом ценить корни. Противостояние, как мы видим, не в том, что шоу использует фонограмму, а эстрадное искусство - чистый звук творчества, пренебрегая иллюзией, а в том, что эти два вида оказались противопоставлены друг другу, а в войне победителей не бывает.

Просто появляется отсрочка, но гибель обоих неизбежна. И если этот смысл наконец-то дойдет до обеих сторон, то они, продолжая сохранять свою индивидуальность, неизбежно (если хотят выжить) придут к монадности, взаимному дополнению.

А это, кроме дотаций, значит следующее. Любой концерт должен состоять из двух частей. Это шоу-программа с соответствующим исполнителем и чистый вокал. Тогда конфронтация будет побеждена братством.

А в этом все участники найдут для себя очень много полезного, что дополнило бы и приумножило их профессиональный арсенал как людей творчества. И от этого выиграли бы все: как исполнители, так и слушатели.

Так, шоу-программы, как более зрелищные, должны снабжать чистое пение материальной составляющей жизни. А настоящий вокал должен обеспечивать шоу-программы духовной основой, чем и будет достигнуто взаимное дополнение, обеспечивающее жизненность обоих направлений.

Тогда творчество легкого жанра, содержа классический, тем самым обеспечит свое ремесло подпиткой искусством. А классика, подпитываясь материальными дотациями от развлекательных программ, сможет полностью сосредоточиться на воплощении своих идей, нашептанных вдохновением.

Помните: "служение муз не терпит суеты". Тогда концерты смогут не только восхищать, но и усладить внутренний слух.

Вот когда станет возможно проявиться истинной красоте, этому объединению изящной формы и нектара духовности, наполняющего сосуд, а также обеспечивающего смыслом его существование.

В результате создается симбиоз, где выжить смогут оба направления, а по раздельности обе ветви обречены на деградацию и, в итоге, общую гибель.

П. Веденин, 18.11.2004