A A A A Автор Тема: Архетип звериного начала  (Прочитано 4265 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Архетип звериного начала
« : 15 апреля 2004, 04:00:00 »
Всем, наверное, известен такой эффект человеческой психики, как автоматическое письмо. Вкратце это явление можно прокомментировать так.

Ум ставит вопрос по какой-либо тематике. Затем, через некоторое время (это могут быть сутки, двое), человек вдруг испытывает потребность выразиться по этому поводу.

В состоянии необъяснимого возбуждения он берет ручку, лист бумаги и начинает судорожно что-то писать, не осознавая ни того, что он пишет, ни того, откуда это все берется.

И только после того, как в состоянии полного изнеможения он отодвинет от себя исписанный лист, начинается восприятие им окружающего пространства в реальном времени.

После этого человек берет только что написанный им самим текст и с удивлением читает его, как будто этот текст писал не он, и вообще видит его как бы впервые.

Мы уже не раз говорили о том, что интеллектуальная часть сознания человека обладает истинным знанием. Наш же ум является всего лишь осознавателем. Иногда подобные ответы на тревожащие ум вопросы можно получить ночью в сновидении. Как вы, вероятно, понимаете, речь идет в этом случае об ясновидении.

Теперь обратимся к темам такого рисунка. Навязчивое желание делать зарисовки, в одном и том же стиле, в какой-то степени можно сравнить с регулярно повторяющимся сновидением.

И если обычные сновидения конструирует теневая часть ума, то желание изобразить некий навязчивый образ можно рассматривать, как сон наяву, то есть выход тени в световую зону ума.

В таком трансовом состоянии тень начинает диктовать свету определенные смысловые значения, которые ум пытается зафиксировать в виде доступных ему форм, наиболее подходящих по смыслу.

Иногда это может быть образ, собранный в мозаичном стиле, где из разных картин выхвачены наиболее подходящие фрагменты и затем собраны в новую композицию. Это может быть также рисунок, основой для которого послужили подсмотренные в окружающем мире детали.

Как бы-то ни было, ум, испытывая регулярную потребность в самовыражении посредством именно такого стиля, решает этим две задачи.

Первая: изображая очередной образ, осознание сличает его с тем, который был подсказан подсознанием и, замечая некоторые несоответствия, корректирует рисунок, делая его всё более и более похожим на оригинал.

Второй задачей данного процесса является информация осознавателя о том, что, по мнению интеллектуальной части сознания, является весьма важным.

Таким образом, получить информационное знание можно либо через запрос ума, либо интеллектуальным сообщением, посланным через теневую зону (т. н. подсознание).

Если человек не ставил себе конкретную задачу, а образы проявляются спонтанно, то можно с уверенностью определить данный вариант, как интеллектуальное предупреждение.

Разобраться в смысле определенного образа со стороны представляется весьма сложной задачей, так как нужна обширная информации о психике человека.

Но есть кое-какие детали, на основании которых можно выстроить некоторые наброски того, о чем интеллект стремится предупредить ум.

* * *

Давайте исследуем эту тему на примере отдельного рисунка.

Так, ярко выраженная маска хищника с оскаленными клыками говорит о том, что человек имеет склонность к насилию. Особенно сильно привлекает внимание в таких рисунках цвет глаз.

Иногда он ярко красный, создавая впечатление, что обыкновенная агрессивность у такого человека отягощена так называемым "багровым гневом" (эта фраза взята мною из рассказа Джека Лондона "Межзвездный скиталец" - кстати, рекомендую прочесть этот рассказ тем, кому он еще не знаком).

Так вот, речь идет о состоянии дикой неуправляемой ярости, которая может внезапно охватить человека из-за какого-либо, может быть, даже ничтожного конфликта. В результате наступает состояние так называемого аффекта, когда человек абсолютно не понимает, что он делает.

В крайних состояниях возможны даже убийства. Но затем, когда пелена красной ярости сползает с его глаз, и он начинает видеть мир глазами нормального человека, то его искреннему удивлению нет предела.

Как это состояние объясняет психология.

Известный зарубежный психоаналитик Карл Юнг, ученик Зигмунда Фрейда, в своих трудах изложил концепцию о так называемых архетипах человеческого характера, покоящихся глубоко в подсознательной сфере.

Торможение, создаваемое нравственной надстройкой психики, не дает возможности этим силам заявить о себе в открытой форме. Однако энергетика этих реликтовых форм лежит в основе психической деятельности.

Таким архетипом является и то самое звериное начало, которое было сутью пред-человека и помогало ему выжить в жестокой схватке с агрессивно настроенным внешним миром.

Понятно, что сейчас мир несколько другой, цивилизованный, и поэтому данный архетип сидит внутри каждого из нас на крепкой цепи. И всё же, в результате различных причин, такой монстр либо может вырываться наружу (и что тогда случается, мы уже писали), либо данная опасность существует в потенциале, как возможность.

Мне кажется, что именно с этой проблемой связанны подобные предупреждения ума интеллектом, который, предвидя возможность неуправляемого выброса багрового гнева, предупреждает ум человека об этой опасности. Мало того, рисунок может изображать не просто голову, а оторванную или отрезанную.

Так интеллект, обладая не только знанием реальности, но и предвидением будущего, этим знаком может сигнализировать о том, что подобный выброс неуправляемой энергии может окончиться трагически.

Однако, поскольку архетип является частью личности, его не следует рассматривать, как негатив. Важно обратить акцент на другое. Помните, я привел образное сравнение с цепью?

Так вот, следует особое внимание уделить развитию чувства самоконтроля. А это является частью работы по коррекции сознательности. И выделение Наблюдателя может стать первым шагом на этом пути.

Мне не хотелось бы пугать людей их собственным "предком". Действительно, бояться тут нечего, но при одном условии - если человек отнесется серьезно к данному вопросу.

Это похоже на то, что происходит в атомной электростанции, в глубине которой идет процесс атомарного распада. И если будет допущена халатность со стороны операторов, этот "чуткий" к оплошностям процесс может выйти из-под контроля. Что происходит в таких случаях, мы знаем на наглядном примере Чернобыля.

Но пока гигантская сила атома контролируется людьми, она верно служит целым городам, освещая и согревая их. В этом вопросе, как и во многих других, важна гармония сочетания силы и управления. Крен же преобладания одного над другим ведет либо к анемичности жизненных позиций, либо к "багровому гневу".

П. Веденин, 30.05.2003