Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Встречный ветер
Новости: Рисуя цветущую ветвь, почувствуй на лепестках дыханье ветра...
Страниц: 1   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Жизнь прошла мимо?  (Прочитано 1804 раз)
Встречный ветер
Global Moderator
*****
Сообщений: 587


« : Октября 01, 2004, 12:00:00 am »

В своей практике психологической помощи мы часто слышим: "Чувствую, что жизнь проходит где-то рядом", "Устал бороться с самим собой", "Нет смысла в жизни, везде ложь и предательство". И таких, несчастных по сути, людей - подавляющее большинство.

Что же придает нашему обществу этот болезненный налет безысходности? Что настолько разъедает личность, что подрывает ее основу - стремление жить? Давайте мысленно вернемся к самому началу становления человека, а именно к первым годам его жизни.

Итак, что мы, скорее всего, услышим, приближаясь к двери с радужной вывеской:

"ДЕТСТВО"

"Нельзя!", "Не трогай!", "Сейчас у меня получишь!", "Допросишься!", "Нехороший!", "Непослушный!", - в общем, сплошь и рядом звучит "нет". А как бы хотелось услышать "да"!

Ведь часто родители в деле взращивания личности своего дитя некомпетентность прикрывают насилием. Опосредованное влияние обучения подменяют прямым воздействием слома. Вместо того чтобы объяснить, как надо делать, они просто запрещают, оправдываясь нехваткой времени либо усталостью.

А ведь выход не в отказе от учительского призвания в жизни своего ребенка, а в умелой организации времени, когда выделяется главное, приоритетное, и не тратятся бездумно часы на суетное, преходящее (например, сериалы). А разве личное счастье своего ребенка, его развитость и успешность - второстепенное?

На самом же деле родители этим просто отодвигают процесс становления "Я" ребенка. Причем необходимость научить и объяснить с запретом не исчезает, а лишь накапливается, налипает и растет, как снежный ком. И в итоге вместо "знайки" вырастают всем нам знакомые "незнайки".

По сути, такое доморощенное воспитание сводится к политике "не пущать". Ведь кажется, что легче крикнуть: "Не трогай спички!", - вместо того, чтобы уделить минуту ребенку и объяснить опасность их использования. А, вместе с этим, осветить и великое предназначение огня.

Так, день за днем, личность задавливается и обесценивается в своих глазах как самостоятельная единица, способная на поступок. Однако нельзя же постоянно пребывать в таком никчемном состоянии. Реальность требует решений, но человек не способен выразить свою личность, задавленную таким "воспитанием".

И тогда он ищет замещение. Тем более что кругом благосклонно принимается намерение равняться на "отличника". Взрослые постоянно навязывают: "Делай, как этот мальчик (либо поступай, как та девочка), а ты у нас никчемный (несчастная)".

И, таким образом, ребенок, постепенно синтезируя некий образ идеала, примеряет получившуюся модель на себя. Это не его, чуждое, но он надевает такую маску на свое лицо и вырабатывает навык с ней выживать для того, чтобы заслужить поощрение и любовь со стороны родителей.

Такая потребность к замещению даже воплотилась в некоторых психотехниках - в частности, это используется в НЛП. "Хотите стать гением в любой сфере деятельности? Нет ничего проще! Мы берем характеристики настоящего гения, модифицируем в некую модель и предлагаем ее вам! Все, что вам остается, так это впустить ее, смириться с ее присутствием в Вашем сознании и жить по-новому!". По сути, предлагается просто новая модель маски.

Но ведь каждый человек - индивидуальность, которая рано или поздно, но нарушит стройный шаг программы "победителей". Вот почему долго эта техника не сможет жить в человеке. Она постепенно выдавливается силовыми линиями сознательного поля, и человек начинает восстанавливаться, ориентируясь на свою внутреннюю природу.

Однако решать насущные проблемы нужно, а способности делать это как не было, так и нет. И ему предлагают еще один, а затем и еще один слой маски "Идеальной модели". Так, со временем, под прессингом этих вливаний, психический иммунитет придавливается.

Тогда человек свыкается с программой-агрессором, вторгшейся в его внутренний мир. Маска начинает прирастать к лицу, провозглашая, что она - это и есть настоящая личность, вследствие чего происходит раскол внутреннего мира.

См.: Великие иллюзии НЛП

Этого можно быстро достичь с помощью специальных психотехник, но возможно добиться и тем планомерным "воспитанием", когда ребенку навязывают определенные шаблоны поведения и даже мыслей, запрещают проявляться его "Я", ориентируя на подражательство некой "звезде".

А так как это ребенок, то порог критичности (который у взрослых снижают определенными приемами) у него и так низок. Тем более, если оператором выступают взрослые, сообща высказывая некое общественное мнение, которое воспринимается детским восприятием как руководство к действию.

Ощущая такое подавление индивидуальности годами, человек зачастую вырастает, по сути, с зачаточными проявлениями своих истинных характеристик. Откуда же в его сознании взяться воле как свободе самовыражения?

Внутренний мир ребенка под прессом, с одной стороны, запретов, постоянного насилия, а, с другой стороны, "воспитания" путем указания на "отличников" жизни с дискредитацией личных качеств, буквально трещит и рушится. И чтобы как-то выжить, психика склоняется к тому, чтобы смутировать, перестроившись на требуемые обществом положения.

Взрослые используют в своем воздействии на ребенка осуждение и поощрение, но часто больше первое, чем второе. А человек стремится к успеху, к похвале, делая вывод, что нужно жить по стандарту, как все, иначе не выжить.

И поэтому жертвует своим "Я", считая его никчемным, приспосабливаясь, изображая ожидаемый от него образ и камуфлируя свою истинную суть.

Итак, человек делает вывод, что таким, какой он есть на самом деле, в обществе не прожить. Что нужно быть не самим собой, а почитаемым социумом "отличником", чтобы заслужить любовь взрослых.

Но каким быть на самом деле, он не знает. И тогда он им прикидывается, играя. Вспомните бессмертную фразу: "вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры".

И в таком искусстве спонтанного лицедейства люди весьма преуспели. На работе человек один, в кругу друзей - другой, в семье - третий. Маска постоянно модифицируется, следуя принципу хамелеона. И для человека она становится необходимостью, нормой жизни.

Но маска - не истина - это обманка. И человек, представляясь кем-то, мимикрируя, знает в глубине души, что он - это не совокупность всех этих ролей, а нечто большее.

Что его "Я" где-то там, внутри, зажатое и стиснутое рамками общественных норм и предписаний. Это знание проявляется во сне, в минуты откровения с самим собой. А это осознается обязательно, так как обмануть самого себя нельзя.

Именно данное положение лежит в основе так называемой "трагедии личности", что выходит наружу через внутриличностный конфликт. А его провоцирует то, что человек никогда не живет самим собой, он все время другой. Хотя на самом деле он тот самый, истинный, неразвитый и ущемленный, загнанный, как дети подземелья, в подполье.

Но годы идут, человек взрослеет и рано или поздно понимает, что так дальше жить нельзя. Дальше - бессмысленность существования. И это может сподвигнуть его на быстрый уход из жизни - суицид - либо медленный (наркотик).

Потребность к самовыражению для личности жизненно необходима и психически важна. И это приводит к тому, что человек более не может сдерживаться и прислуживать маске.

Она начинает ему давить, стягивать, идет отторжение психического имплантанта. И наступает потребность хоть иногда, но снимать эту маску, показывая свое истинное лицо. Иначе жить становится неинтересно, не для чего. Иначе жизнь становится пустышкой.

И в итоге мы приходим к последнему этапу развития этой темы. И этот этап можно обозначить как "расплата". Она выражается по двум направлениям - социальному либо бытовому. Все зависит от многих причин, но самая главная причина в следующем.

Дело в том, что столь долгое ношение различных масок, принятие их в себя как психическую доминанту, необходимость постоянно их менять приводит к тому, что сама личность человека непроизвольно меняется, и не в лучшую сторону.

Как лежалый продукт, она портится, искажается, иногда порождая даже психических монстров. Накопившийся гной в этом прорыве приобретает антисоциальный характер - вплоть до маниакальных проявлений. Ведь если личность сильна, то она сильна и в своем искажении.

Если же личность "помельче", то человек в быту проявляет хамство, тиранит своих домочадцев, капризничает и откровенно циничен. Хотя для "людей" он сама предупредительность и привлекательность. А домашние ужасаются - что за монстр поселился в их доме, откуда такая смена в поведении? Причем это касается как мужчин, так и женщин.

Так, еще в детстве, при помощи идеализации героев сказок, кинофильмов и примеров из жизни, у девочки вырабатывают некий образ, как ей приличествует себя вести. Это может быть "Елена-прекрасная", "Барби", "женщина-вамп" и т.д. и т.п. С годами подбирается под идеал все.

Волосы обесцвечиваются либо красятся, манера одеваться подгоняется под стандарт, ноги ставятся на шпильки, отрабатывается походка, смех, разговор, умение гримироваться - и к совершеннолетию готова: "Ну идеальная копия!".

Но она-то ведь не оригинал. А значит, рано или поздно внутренняя суть, хотя бы в кругу семьи, прорвется сквозь оболочку маски.

И тогда муж с ужасом прозреет - брал в жены "Барби", а кто рядом с ним сейчас? Какая-то другая, чуждая его идеалу (самое примечательное, что у него-то сложился образ подходящей для него пары из того же общественного мнения).

А мальчик? Он также воспитывается по шаблону. Например, "Швайцнегер", "рыцарь", "супермен" и т.д. и т.п. Происходит копирование "положительного героя" с порабощением собственной личности.

А когда приходит расплата за такое предательство "Личностного Я", то обворожительный джентльмен вдруг распускается в деспотичного мужлана, умный и тонкий собеседник - в желчного и недальновидного скрягу.

Как часто молодые люди, образовывая семьи, опираются не на истинное чувство, а на мнимые образы. Так один образ бракосочетается с другим.

Когда же со временем маски сползают с лиц и у каждого проявляется истинный характер (но искалеченный, с неким надрывом), то люди вдруг понимают - не тот, ошибка, - это чужой.

А жить с чуждым по духу человеком тяжело, а порой и невыносимо. Отсюда разводы, поломанные судьбы, брошенные дети.

Человек же, наконец-то вырвавшись, обретя социальную свободу, начинает новый поиск, ведь у него еще жива мечта найти свой Идеал. И он ищет ту самую милую "Барби" либо заветного "Рыцаря". И находит... то же самое, так как камуфляж под "положительный пример" распространен повсеместно.

Так, наступая на одни и те же "грабли", человек с годами смиряется, решив, что не дано ему найти свою половину (хотя она, возможно, находится с ним рядом), лишь иногда позволяя себе "отдушину". И какие формы она порой принимает, без содрогания невозможно видеть.

Сильная личность, извращенная в своей сути, принимает радикальные формы. Более слабая скатывается к обывательству, тяге к накопительству либо обжорству. А некоторые просто спиваются.

Конечно, как ни печально наблюдать реалии жизни нашего общества, все же есть некоторые люди, которым удается освободиться от сковывающих их шаблонов, не утратив, а зачастую даже исцелив свое "Я".

Они тоже могут применять камуфляж, но лишь по необходимости, в целях выживания (такое искусство будет освещаться в теме "Стратагемы").

Ведь дело не в масках как таковых, а в том, кто кем управляет - мы ими либо они нами. Но как тяжко такое выздоровление, как труден путь к себе.

Тем более что цельных личностей - меньшинство. Подавляющее большинство в той или иной степени существуют по общепринятым стандартам, придерживаясь "чужой колеи", что считается нормальной, правильной позицией.

И такое большинство именно давит, сминая молодую поросль под себя, принуждая идти по стопам своих родителей, копировать их поведение, вкусы, привычки. Быть "как все" - таков их жизненный девиз. Но "жизнь" ли это?

Ведь так, по привычке, Жизнь и проходит мимо.

Ли Хоа, П. Веденин, 01.10.2004
Записан
Страниц: 1   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006, Simple Machines
XHTML | CSS | Aero79 design by Bloc
© 2000-2018 "Встречный ветер"