A A A A Автор Тема: Национальная идея  (Прочитано 3085 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Национальная идея
« : 08 ноября 2003, 03:00:00 »
Часть 1

В последнее время особой популярностью пользуется идея о том, что России необходима национальная идея. Объясняется это следующим образом.

Наша страна - одна из самых богатейших в мире по природным ресурсам. Она также и самая большая по территории. Но, в то же время, люди, населяющие эту территорию, по своему жизненному уровню не только не соответствуют потенциалу своей страны, но и являются одними из беднейших среди развитых государств.

И вот это-то несоответствие объясняется отсутствием национальной идеи. То есть, была бы идея, и все образовалось бы само собой. Что же это за модели предлагаемых идей? Собственно говоря, различные политические группировки предлагают те модели, которые наиболее соответствуют их мировоззрению.

Так, религия предлагает: "Верить, ждать и, молясь, терпеть". Националисты говорят о том, что "Россия должна быть только для русских", то есть предлагается модель нацизма. Центристы говорят о "единении", правые - о "Западе, как о единственной возможности приобщиться к цивилизации". Коммунисты в своем амплуа - "отнять и поделить".

Либеральные демократы идеалом считают "полицейское государство" и т. д. В общем, как мы видим, идей много и при желании их количество может быть значительно увеличено. Однако одно дело идея, а совсем другое то, к чему все это приводит. А приводит такая демагогия только к одному "а воз и ныне там". Почему?

Да потому, что все эти лозунги ничего не имеют общего с тем, чем должна являться национальная идея. Это всего лишь популистские заявления, которые прежде всего рекламируют себя. Спросите, зачем им себя рекламировать?

Ответ прост. Есть страна, то есть обетованная территория, где живут люди. Раз там живут люди, значит, это и есть население страны. А раз есть страна и население, значит, должна быть и организация, которая бы управляла и направляла жизненные процессы как внутри этой страны, так и с другими странами.

Вот это-та организация и называется государством, то есть политической пирамидой. А это, в свою очередь, значит, что те самые группировки, о которых мы говорили ранее, и есть те самые блоки, из которых и состоит конструкция политической пирамиды.

Просто периодически происходит их ротация, но сама конструкция, в принципе, неизменна. Отсюда мы видим, что провозглашения так называемых национальных идеи по сути являются теми политическими лозунгами, которые станут определяющими в том случае, если такая группировка займет вершину пирамиды, то есть станет властной или властью.

Но вот вопрос. А где же здесь национальный интерес? Есть ли от такой власти польза стране, то есть территории? Очевидно, что нет, так как в этих лозунгах скрываются интересы сначала отдельной группировки, а затем государства в целом, то есть в диктате над всей пирамидой.

Точно также это не имеет никакого отношения и к народу. Государство - это не народ и не страна. Это управленческий аппарат, чиновники с властной дубинкой. Однако все это должно быть прикрыто национальной идеей. Точно так же, как фокусник прикрывает платком свои манипуляции. Это просто ширма, за которой власть (и под ее эгидой) может утверждать себя над страной и ее народом.

Речь идет не о том, что государство, как паразит-вампир, должно быть уничтожено. Нет, да это и невозможно. Обязательно нужны: производитель; посредник, то есть торгаш; закон, регламентирующий отношения как внутри страны, так и за ее пределами. А раз есть закон, следовательно, необходимо и следить за его исполнением. Причем не только внутри, но и снаружи.

Нужна наука, искусство, обеспечение медицинских и социальных услуг, СМИ и т. д. Но всем этим надо управлять. И как бы мы не отнеслись к чиновничеству, сколь бы ни было наше отношение к нему негативным, этот институт пирамидальной власти необходим. Значит, и вопрос должен ставиться по-другому.

То есть, мы имеем народ и государство как две величины, которые никогда не сойдутся вместе. Но для того, чтобы могло быть организовано общество, между этими двумя величинами возникло то образование, которое сделало возможным их консолидацию. И этим мостиком стал бизнес.

Итак, мы имеем: народ, государство и бизнес. Их интересы различны. Народ хочет жить достойно, то есть по социальной справедливости. Ну, скажем, с каждого произведенного или ресурсного рубля народу, каждому по трудовому участию, было бы отчислено примерно тридцать процентов. Это справедливо.

Государство хочет иметь не только полную казну, но и непрерывный поток ценных эмиссий. Причем этот поток должен иметь максимальные величины, так как именно за счет этого потенциала власть и может обеспечивать свой статус. Это и есть справедливость по государственному.

Бизнес, как посредник, заинтересован в том, чтобы эти два полюса, безусловно, существовали, так как без этих двух институтов исчезнет и необходимость в самом бизнесе. Поэтому и народ, и государство бизнесу просто необходимы, но для чего? А для того, чтобы одних эксплуатировать, а другого обкрадывать.

Но искусство бизнеса заключено в том, чтобы первые не сдохли, а второй не ослабел, так как одни не смогут производить, а другой - защищать территорию в соответствии как с внутренними, так и с внешними законами.

Понятно, что интересы этих трех составляющих общество абсолютно несовместимы. И вот теперь, "когда в товарищах согласья нет (а если нет, то и их дело на лад пойти не может, так как каждый тянет в свою сторону)", предлагается некая квинтэссенция, якобы способная урегулировать имеющиеся противоречия.

Конечно, компромисс просто необходим, иначе катастрофа неминуема, но это доложен быть такой договор, который бы удовлетворял требованиям всех сторон, а не какой-то одной. Иначе стороны никогда не придут к консенсусу.

Часть 2

Древние обычно сравнивали свою жизнь с теми отношениями, которые возникают при столкновении интересов различных стихий. Попробуем и мы, используя их опыт, проанализировать эту ситуацию. Обычно берутся за основу пять главных сил природы или стихий. Это Земля, Огонь, Вода, Воздух и Эфир.

Теперь подставим к этим силам соответствующие им значения. Так, Землей будет территория, Огнем - Государство, Водой - Народ, Воздухом - Бизнес, а эфиром - Сознание. И в этой пяти-лепестковой монаде давайте выделим треугольник устойчивости.

Очевидно, что это Огонь, Вода и Воздух. Анализ их взаимоотношений показывает, что Огонь и Вода являются абсолютными антагонистами, но связывающий их Воздух (своим присутствием как в одной, так и в другой стихии) дает возможность взаимодействия, чем и обеспечивается выживаемость обоих.

Так, Вода получает от Огня тепло, а Огонь от Воды топливо. Воздух поддерживает горение и насыщает воду живительной силой. Все было бы прекрасно, если бы эти взаимоотношения шли по законам гармонии. Собственно, законы эти есть, они в самой природе, но из-за того, что пятая стихия еще несовершенна, общая гармоника оказалась нарушенной.

Сначала стихии пытались бороться каждая против всех. Но из этого не вышло ничего конструктивного. Тогда начали возникать блоки, то есть двое против одного. Рассмотрим эти варианты. Воздух объединяется с Огнем против Воды. В итоге Огонь разрастается и иссушает Воду. Вода перестает питать Воздух, он улетучивается, и поэтому Огонь гаснет.

Другой вариант. Воздух объединяется с Водой. Совместными усилиями они гасят Огонь. В результате Вода остывает и застывает, превращаясь в лед. Воздух прекращает получать необходимые эмиссии и также исчезает.

Как видим, борьба каждого за себя и против всех истощает прежде всего собственные ресурсы, делая стихию анемичной. Союз двух против одного более эффективен, так как одна стихия не в состоянии противостоять двум. Однако при этом нарушается цепочка причинно-следственных связей и итог также плачевен.А как же ведут себя во всех этих процессах Земля и Эфир? Земля просто терпит эти разборки, изо всех сил пытаясь компенсировать те издержки, которые возникают из-за этой борьбы противоположностей, Огня и Воды.

А Эфир, как вид особой энергии, как раз и обеспечивает, то есть субсидирует такое противостояние, пытаясь посредством опыта усовершенствовать свою суть именно через эти отношения. Так что все это идет по законам природы. Единственное, что беспокоит, так это хватило бы сил у Земли латать такие бесконечные прорехи.

Теперь было бы неплохо перейти от аналогий к конкретному. Как это происходит не на уровне природных сил, а на уровне человеческих отношений, которые могут быть вполне сравнимы с природными?

Итак, конфликт межу Государством и Народом неразрешим, но и Бизнес не в состоянии обеспечить себя в одиночестве. Значит, блоки. Рассмотрим и эти возможности.

Бизнес смыкается с Государством. Возникает так называемая олигархическая структура. При этом, если в такой паре будет доминировать Государство, то возникнет политический гегемон, который сначала удушит народ, а затем, раздувшись, как красный гигант, лопнет (что, впрочем, и произошло с нами при распаде СССР).

Если в такой паре будет доминировать Бизнес, то возникнет гегемон экономический, который из-за своей нерасторопности также погибнет, но прежде всего удушит Народ. Однако сделает он это не через отъем свобод, а наоборот, через ее избыточность (что, в общем-то, и произошло с Римской империей). Видимо, не зря на Западе существуют антимонопольные законы.

Если же Бизнес создаст альянс с Народом против Государства, то тут также есть два варианта. Приоритет Бизнеса в этой паре вызовет неминуемую революцию - хоть и бескровную, но со всеми вытекающими из нее последствиями.

Приоритет же народных сил в паре с Бизнесом привнесет только хаос и разруху, что нам также хорошо известно по событиям 1917 года. Ведь лозунг Народа известен. Это "отнять и поделить". А вот что с этим делать дальше, некто не знает.

Именно это и приведет сначала к полной анархии, а затем и к всеобщей гибели. Так что пример, где властвуют силы противоборствующих стихий, как видим, вполне соответствует тем возможностям, которыми располагают люди.

Добавим сюда еще две составляющие - Территорию, с ее природными ресурсами, и уровень нашей Сознательности. Действительно, Земля наша пока нас терпит, но как долго это может продолжаться? Видимо, не очень долго.

Значит, необходимо что-то делать, так как процесс взросления и становления нашей сознательности неоправданно затянулся. История может просто "стереть" нас, как общество дегенератов, неспособных к выживанию самостоятельно, да к тому же угрожающих окружению. Это произойдет, скорее всего, естественно и безболезненно, по одной из описанных выше схем.

И даже политический гегемонизм не устоит перед силами естественного развития законов природы. Россия будет как Территория, Народ, Бизнес, но как самостоятельное Государство исчезнет, растворится, став марионеточным, а по сути - сырьевым придатком. И никто не заметит, как это произойдет, ведь в запале личных амбиций и разборок человек теряет способность к трезвой оценке действительности.

Однажды очнемся, оглянемся и поймем, что делить уже нечего, так как ничего уже нет. Все то, что было нашим, давно находится в чужих руках. Как тут не вспомнить ту самую, пятую стихию, то бишь эфир или Сознание.

Может, нам стоит не воевать друг с другом, а, примирившись с данностью, начать договариваться без амбиций и взаимных обвинений? Ведь стихии же нашли свой консенсус, пользуясь законами природной гармонии. Почему же нам, людям, нельзя договориться, используя законы гармонии Разума?

Конечно же, трудно, нет опыта, но надо действовать, а не идти по накатанному пути. Так, конечно же, легче, проще, удобнее, но ведь это уже было. То, что находится в конце пути, общеизвестно, так зачем же наступать на одни и те же грабли?

Очевидно, что между Народом, Государством и Бизнесом должны возникнуть (и возникнуть срочно!) принципиально новые отношения. Но прежде эта идея должна быть сформулирована и осознанна.

Часть 3

Вот тут мы и подошли вплотную к идее создания такой общенародной доктрины. Значит, это должно быть чем-то таким, что удовлетворяло бы любым требованиям. В любом случае, национальной идеей не может быть никакая форма, так как форма фиксирована, а значит, и предназначена.

Но, как мы уже выяснили, имеющиеся три позиции никогда не сойдутся в абсолютном согласии. Значит, форма может быть подходящей только для одной стороны и опосредованной для другой, но всегда против третьей.

Вся история показывает, что такой, третьей стороной, всегда был Народ. И все национальные идеи всегда были антинародными. Следовательно, такой всеобъемлющей идеей должна стать не форма, а суть, относящаяся ко всем трем составляющим. Что же едино во всех трех формах?

Единственное, что неизменно, так это то, что и Народ, и Бизнес, и Государство представляют люди. Но раз мы все люди, так почему же конфликтуем? Да потому, что эти три уровня представляют собой классы или касты.

Каста трудящихся - самая низкая. Именно поэтому она за все, в итоге, оказывается и ответственной. Даже производя сто процентов материальных ценностей, ее роль в жизни признается незначительной, ничтожной, так как распределение этих ценностей находится в других руках.

Можно ли говорить, что это несправедливо? Безусловно. Но это ничего не решает. Надо понять, что это сколь глупо, столь и недальновидно. Помните сказ о цыгане, который приучал лошадь не есть. Уж совсем, было, приучил, да вот неудача - сдохла.

А вот Вам и альтернатива. Посмотрите, как хороший садовник и рачительный хозяин ухаживает за своими деревьями. Он, по сути, служит им, и они отвечают ему обильным плодоношением. Вот пример отличной идеи симбиотического единения.

Смысл, в принципе, не нов и ясен. Вопрос в другом: как этого достичь? Вот тут мы вновь должны вернуться к мысли о том, что в основе всего лежит человеческий фактор, его сознательность. А по реальным взаимоотношениям мы видим, что именно сознательность - наша, людская - явно недотягивает до разумности.

Поэтому, говоря о национальной или общенациональной идее, надо прежде всего иметь в виду человеческую личность, индивидуальность. Другими словами, такой идеей может стать приоритет ценности человеческой жизни над всеми остальными ценностями.

Причем в блок такой ценности должны войти все ее составляющие. Речь идет о здоровье тела и его гармоничном развитии, о психическом здоровье и ментальной развитости, а также о духовности или интеллектуальности. И последнее: о достоинстве в жизни как человека.

О какой национальной идее может идти речь, если разбогатевшие на ошибках переходного периода бизнесмены не только ничего не делают для того, чтобы помочь вылезти из нищеты обездоленным, но и всячески препятствуют этому, выделяя себя в некую элитную касту? Они предпочитают всех остальных видеть плебеями и вывозить российский капитал за пределы страны вместо того, чтобы продолжать создавать рабочие места на Родине.

И никакое меценатство (а по сути дела - подачка) не сможет решить этот вопрос в принципе, так как, по сути дела, является обычным откупом от проблемы с тем, чтобы все оставить на своих местах, без изменения. Такой "элите" легче накормить голодного, чем помочь ему начать зарабатывать.

Да, вокруг себя она создала ряд рабочих мест. Но ведь та группа рабочих, которая на нее трудится - это далеко не вся нация. Остальные же девяносто процентов людей оказываются просто лишними.

Такая "элита" свое богатство выхватила, захватив источники, и больше никого не подпускает к этим оазисам. Все остальные же ей нужны просто как рабочая сила - униженная, оскорбленная, оборванная и брошенная в самый трудный исторический период - в эпоху перемен. Так где же здесь, в этой ситуации, можно разместить национальную идею?

Достойно ли это положение величия человека? Конечно же, нет. Это унизительно в принципе, а значит, и относится ко всем, в том числе и к обеспеченным, а к особо обеспеченным - в самой полной мере и в первую очередь. Ведь это пощечина и по холеной щеке, если бизнесмен считает себя человеком.

Именно в руках такой "элиты" находится рычаг, который мог бы все изменить к лучшему. Рычаг - да, но ведь рычагом-то надо уметь действовать, и действовать умело, конструктивно, плодотворно. А вот это-то и не получается. Не получается по многим положениям, но по одному принципу. Не могут договориться, так как каждый тянет одеяло только на себя.

Договориться же надо только по небольшому перечню вопросов. Трудящиеся должны работать плодотворно, качественно. Государство должно им обеспечивать гарантированное законом достоинство. А Бизнес не должен обкрадывать ни одних, ни других. Вот и все. Но вот этого-то добиться и не удается. А если бы смогли?

Видимо, именно это и должно стать национальной идеей - просто решить эти три вопроса. Но для того, чтобы это произошло, прежде должно измениться отношение людей к самим себе, своей сути, своему роду. Для любого человека должно стать несовместимым с чувством его гордости униженность и оскорбленность других.

Значит, прежде чем говорить о национальной идее, давайте говорить об идее разумности и интеллектуальности. И с этой точки зрения ответ на заглавно поставленный вопрос кроется не в партийных проектах, а в развитии личной сознательности, которая сделает нетерпимым отношение высокомерия, пренебрежения, чванства и т. д. одних людей по отношению к другим.

Разум и интеллект - вот те параллели, которые в монадном единении обеспечат людей не только видением реальности, но и позволят им ее осознать. А реальность такова: мы все едины, но не по партийным предпочтениям, а по видовой предназначенности.

Наша клановость, семейственность должна иметь не расовые, религиозные, национальные или классовые признаки, а ментальные, обеспечивающие нам возможность и способность решать вопросы в сторону конструктивизма.

Более важной, и в то же время реальной идеи придумать невозможно, тем более, что сама жизнь уже давно намекает нам о том, что проблемы экологии, транспорта и дорог, демографии, терроризма, энергетики, космических технологий и фундаментальных наук уже не за горами. И начинать решать их нужно уже сегодня.

Иначе отвечать за все эти годы "цивилизованного творчества" нам придется всем скопом - и богатым, и бедным. Но пока еще есть время. Его мало, но оно есть. И затратить его надо на реализацию идеи параллельности человеческого сознания.

П. Веденин, 08.11.2003