Автор Тема: Психология в действии  (Прочитано 1971 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Психология в действии
« : 06 Июнь 2005, 04:00:00 »
Вопрос:

03.06.2005 13:45  Марлен

Здравствуйте Павел,

Хочу устышать ваше понимание следующих терминов.

Кто такие:

Психолог, психиатр, психоаналитик, психопатолог, психонарколог, парапсихолог, психоневролог, психотерапевт (может еще кого упустил).

Что среди них общее, и может ли кто-нибудь из них универсально заменять ("покрывать" своими знаниями и навыками) другого или все они абсолютно разные специалисты.

В последнее время все, кто ни попадя, называют себя разными названиями. Не игра ли это определений?


Ответ:

Здравствуйте, Марлен.

Поскольку в каждом из перечисленных Вами определений частично присутствует термин "психо", то можно сделать вывод о том, что все эти специальности работают с той основой сознания, которая известна как психика. А наука, изучающая эту область ментала, соответственно называется психология.

Современная психология сравнительно недавно буквально завоевала себе статус науки, которой она не признавалась долгое время. Это было связано с тем, что методы изучения, которые использовались этой областью знания, не соответствовали базовым научным критериям.

Тем не менее, научный охват этой сферы знания настолько огромен и сложен в изучении, что пришлось ее разделить на определенные направления, которые затем были уточнены более узкими специализациями.

Современность выделила в отдельные области знания такие отрасли психологии, как: общая, медицинская, педагогическая, инженерная, юридическая, социальная, религиозная, мистическая и т.д. Хотя последняя и не признаётся остальными, как наука. Но это уже детали.

Надо сказать, что эти разделения не являются строго детерминированными. Их границы несколько размыты и поэтому вероятность "захода" одного направления (не говоря уже о специализации) в сферу другого не преследуется, хотя и не одобряется.

Так, "парапсихолог" является представителем мистической ветви знания.

Психиатр, психопатолог, психонарколог, психоневролог и психотерапевт относятся к медицинской ветви.

Психолог - это представитель как личностной и социальной ветви знания, так и педагогической.

Психоаналитики, в классическом варианте, являются представителями строго научной ветви психологического знания, которые в основном занимаются теоретическими построениями.

Однако детище З. Фрейда (психоанализ) было взято на "вооружение" практически всеми остальными направлениями психологии, конечно, с определенными доработками.

Если ответить коротко на поставленный Вами вопрос, то я бы свое мнение выразил так.

Психология использует стиль влияния. Психотерапия пользуется стилем воздействия. Психиатрия вооружена стилем подавления. Парапсихология действует методом устрашения.

Психоанализ построен на расчленении переживаний и действий человека, которые лежат в той области, где правит бессознательное. На этой основе выявляются мотивы, которые и оказались создателями закономерностей, разорвавших логику поведенческой цепочки, ее причинно-следственного ряда. Затем вырабатывается реабилитационная программа.

Вся медицинская ветвь может быть названа "большой психиатрией", которая уже затем делится на три базовых направления: собственно психиатрию, психотерапию и ее дальнюю "родственницу" - неврологию.

А называть себя, конечно, может кто угодно и кем угодно. Важно не то, как он себя назвал, а то, чем он способен ответить на свое заявление.

С уважением,
П. Веденин



Вопрос:

06.06.2005 12:21  Денис-геолог

Здраствуйте Павел Веденин.

Сегодня мне попался любопытный тест. Вы наверняка слышали о нем.

Я говорю о 24 цветовом тесте Люшера. Он, как говорят, выдает психологический портрет человека довольно точно.

Прочитав немного об этом тесте у меня возникла пара вопросов.

Во первых как я понимаю это психологический портрет на данный момент. Или этот тест показывает доминирующие черты личности.

Возможно ли искажение результатов если есть отход от канона который вывел его создатель?


Ответ:

Здравствуйте, Денис-геолог.

Тест цветовых выборов Люшера (как и многие другие тесты) ставит своей целью обозначить широчайший спектр личностных особенностей через определенную схему интерпретаций.

Идея создать идеальную матрицу таких вычислений, конечно же, весьма привлекательна, однако давайте зададимся резонным вопросом, насколько это может соответствовать реальности субъекта? И тут далеко не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

С помощью определенных инструментов люди научились измерять материальные предметы, но как можно измерить вечно меняющуюся субстанцию, которая живет по своим, "высшим" законам? Конечно же, попытки делать это - напрасный труд.

Как "искусственный интеллект" никогда не станет интеллектом настоящим, так и любой тест никогда не даст достоверной картины - что на самом деле происходит в психике конкретного человека. Какие-то подсказки - возможно, но не более.

Однако даже эти теоретические определения для профессионала не должны служить твердым обоснованием при организации своего мнения. Ведь любые тестовые выкладки и показатели относительны и не могут претендовать на истинность.

Возьмем все тот же "цветовой толкователь". О каком цветовом спектре идет речь? Ведь человеческое восприятие - это тонко настроенный механизм, на работу которого влияет очень много факторов.

Цвета предоставляются обследуемому на бумаге? Тогда каково качество печати? Через экран монитора? Каковы его разрешительные способности? Что у человека с глазами? Какая погода на улице и в помещении?

В конце концов, "с какой ноги" тестируемый сегодня встал? О чем он сейчас думает? Что его волнует? Так как же эти и многие другие параметры можно втиснуть в косный "опросник"?

Даже один и тот же цвет может восприниматься человеком по-разному, в зависимости от насыщенности, контрастности и чистоты цветопередачи.

К тому же известно, что цветовые предпочтения человека постоянно меняются. И здесь корректно говорить уже не о каком-то определенном спектре, а о сложном, динамически раскрывающемся узоре цветовых сочетаний. И как их можно запечатлеть?

Максимум, что может получиться, так это весьма отдаленные от истины слепки застывшей реальности (рисунки либо диаграммы). Но ведь и они, даже весьма свежие, - достояние истории.

Человек в своем развитии ушел вперед. Какая-то мысль озарила его сознание - и все изменилось. А о нем судят по прежним меркам, да и то снятым лишь на глазок, приблизительно.

Что же касается уверений в достоверности тестовых методик, то попробуйте провести такой эксперимент. Наугад откройте любое другое резюме, основывающееся на цветовых сочетаниях иного типа. А изучать их начните, как будто они касаются именно Вас. И что же?

Как и в астрологическом прогнозе, через эти тестовые выкладки Вы сможете найти что-то похожее и в себе. Внутренний мир человека - это океан эмоций и мыслей. И разве правомерно эту божественную игру светотеней пытаться разложить по тестовым полочкам?

Просто тестирование - это удобный способ создать видимость профессионализма. Ну, как же. Человек, пришедший на прием, может видеть, как его исследуют, кропотливо что-то пишут, чтобы потом осчастливить вестью, что и его личности нашли уголок в авторитетном определителе психотипов.

Конечно, кое-что тест дает, - иногда, хоть и приблизительно, но он ориентирует специалиста. Однако зачастую тест больше путает, чем помогает. Ведь самая лучшая диагностика - это непосредственный контакт, живое общение с человеком, пришедшим за помощью.

И то, как психолог сможет прочувствовать, насколько точно оценить ситуацию, и будет решающим в выборе метода консультирования. А все необходимое для точной диагностики уже есть, не надо ничего выдумывать. Ведь понять психическое состояние клиента может только психика профессионала, работающего по призванию.

Люди с такой предрасположенностью есть, они искренне стремятся постигнуть искусство быть Психологом. И очень жаль, что многие из них на стадии становления тратят драгоценное время на углубленное изучение тестовых методик, полагая, что именно там и находится так необходимое в работе знание, которое они могли бы применить на практике.

Вот откуда идут байки, что нужно обзавестись не какими-нибудь обычными цветовыми карточками Люшера, а необходимо выписать специальные. Что если работать с тестами, то со сложными, которые вмещали бы в себя ни одну сотню вопросов.

Но ведь известно: если мы что-то тренируем, то это и развиваем. И если психолог предпочитает работать сугубо через тесты, то его "внутренний слух" атрофируется. Специалист перестает слышать, видеть, чувствовать пришедшего к нему за помощью человека, предпочитая опираться на сухие выкладки теста.

Так спокойнее, надежнее, безопаснее. Можно обосновать свою работу, показав результаты тестирования, если возникнут какие-либо осложнения. Только будет ли польза для обратившегося за помощью человека от такой "диагностики"?

Именно поэтому мы считаем, что любые попытки классифицировать людей по уровням, даже через тест, несут больше вреда, чем пользы. Ведь индивидуальность слишком многопланова и гибка, чтобы уложиться даже в самое совершенное "прокрустово ложе".

Человеческая психика в своей жизнедеятельности проходит долгий путь поэтапных прозрений и открытий для себя какого-либо сектора объективного мира. И такой синтез познаний разве можно вместить в 24 цветовых решения?

Только путь просвещения и постоянной работы над собой, наблюдения и живой практики даст психологу возможность достигнуть в этой благородной работе положительных результатов.

С уважением,
Ли Хоа, П. Веденин



Вопрос:

06.06.2005 15:25  Ульяна

Здраствуйте Павел,я хочу узнать интерисующий меня вопрос.Какие предметы в школе, или какие увлечения могут развить мою карьеру психолога?В принципе у меня есть некоторые к тому способности, как понимание людей,умение их слушать и слышать,но хотелось бы узнать,как можно все это реализовать в подростковом возрасте.Спасибо за внимание,жду ответа.


Ответ:

Здравствуйте, Ульяна.

Для того чтобы стать психологом, пригодится хорошая подготовка по всей школьной программе, но особое внимание при ее освоении необходимо уделять предметам гуманитарного направления.

Кроме изучения, собственно, психологии, нелишним будет повысить свой уровень в литературе, языках, истории, биологии и т.д. Увлечения же Вы должны подобрать самостоятельно, сообразуясь с личными предпочтениями.

Очень хорошо, если выбранные Вами занятия будут развивать внимание и цепкость мышления, логику и способность управлять эмоциональным состоянием, умение владеть своим телом, чтобы держать его активным и тренированным.

Здесь может помочь соответствующий Вашей индивидуальности психофизический комплекс. Все это важно. Но самое главное, чтобы хобби Вас всерьез интересовало, а занятие им приносило радость познания и личностного роста.

Как видите, для того, кто хочет стать психологом, найдется дело в любом возрасте.

С уважением,
Ли Хоа, П. Веденин



Вопрос:

06.06.2005 18:34  катя

Я хочу стать психологом! Вы можете мне помочь? Пришлите мне одну тему для начинающего психолога? Я жду!


Ответ:

Здравствуйте, катя.

Необходимыми для развития психологического видения реальности темами полон весь сайт. Выбирайте, что Вам по нраву. А в качестве первого шага можете изучить статью:

"Как стать Психологом?".

С уважением,
Ли Хоа



Вопрос:

Я мечтала работать в банке, и вот моя мечта осуществилась.

Мой шеф - женщина, возрастом за 50. Она очень серьезный и строгий человек (должность обязывает). Проблема в том, что я ее боюсь (в прямом смысле этого слова).

Я теряюсь, когда она ко мне обращается; забываю некоторые поручения, т.к. дико волнуюсь при общении с ней. От одного ее взгляда меня бросает в пот.

По жизни я уравновешенный человек, но на работе я чувствую себя просто истеричкой. Я очень хочу стать правой рукой шефа, понимать ее с полуслова, и быть для нее настоящим помощником.

Помогите мне, пожалуйста, наладить с ней контакт и научиться контролировать свои эмоции в процессе работы с ней.


Ответ:

Здравствуйте.

Вашу проблему я бы обозначил как "горе от ума". Речь идет не о завышенной мотивации, а о неадекватной реакции на нее. Я нелестно отозвался о Вашем уме, но не о его функциональных способностях, а о его чрезмерно завышенной самооценке.

Если Вы внимательно изучите наши статьи, то заметите, что ум в нашей концепции семантического поля сознания признается всего лишь осознавателем.

А для создания понятийного процесса этого явно недостаточно. Поэтому сознание предлагается рассматривать как дуальность, где вторую параллель организует интеллект, который предлагает знание о предмете осознавания.

Но если деятельность ума первична к действию интеллекта, то интеллектуальные знания приоритетны в смысловом значении по отношению к информированности ума.

Отсюда правильная работа сознания заключается в том, чтобы, во-первых, сознание действовало в режиме параллельности, а во-вторых, чтобы знание доминировало над информацией.

Именно такая расстановка ментальных ценностей позволит не только активировать понятийный аппарат, но и осмысливать данный процесс жизненных взаимоотношений.

Вы говорите о сковывающем действии на Вас страха, возникающего от подавляющей авторитетности руководителя. И в итоге нормальный уравновешенный человек превращается в истерично трясущееся существо, с головы до пят покрытое липким потом от животного страха.

Страх - вот ключевое слово в нашем анализе. Но страх всегда только от одного - незнания, непонимания. Видите, как мы вернулись к первоначальному рассуждению.

Но можно ли сказать, что Ваше незнание от некомпетентности? Хоть Вы и ничего не говорите по этому поводу, я позволю себе предположить, что Ваш профессионализм находится на достаточно высоком уровне (во всяком случае, на достаточном).

Следовательно, страх возникает не от принципиального незнания, т.е. некомпетентности, а от парализующего воздействия на Ваше сознание гипертрофированно-раздутого и неадекватно модифицированного информационного объема. К тому же, выдвинутого умом на приоритетную позицию.

И что же? Вы начинаете слушать вместо того, чтобы СЛЫШАТЬ; смотреть вместо ВИДЕТЬ, осознавать вместо того, чтобы ПОНИМАТЬ.

В итоге осмысление процесса становится невозможным, а это действительно страшно. Время-то движет пространство вперед, а Ваше мышление от него отстает. Идти вперед, но смотреть назад - зачем? Действительно, незачем.

Вот теперь, когда мы сделали полный смысловой анализ, то, оттолкнувшись от него, можно вывести и рекомендации.

Вам необходимо произвести переоценку смысловых ценностей, переключив свое внимание с "формы" на СОДЕРЖАНИЕ.

Это позволит отключить "болтовню" ума, который хаотично вываливает в Ваше семантическое пространство "кучу" ментального "мусора", запугивая Вашу личность.

Конкретно. Встречаясь с шефом, в первую очередь стремитесь "увидеть" ее, а не смотреть на нее. Это значит: постарайтесь распознать, в каком она настроении, о чем думает. Это поможет осмыслить ее слова, понять идею, в каком направлении она размышляет.

Начните внутренний диалог по развитию темы, периодически сверяясь с эталоном. Корректируйте и продолжайте процесс, состоящий в первую очередь из интуитивного видения, и только затем чувственного восприятия. Чувства лягут на знания... и возникнет иное восприятие действительности.

Парализующий страх превратится в осторожность, растерянность - в мобилизующую собранность, забывчивость - в тщательную аккуратность, взволнованность - в эмоциональный настрой. Ее взгляд - в призыв к действию.

Вот что позволит стать Вам не просто правой рукой шефа, но, что более важно - незаменимой. Но, как Вы сами правильно заметили, для этого необходимо понимать ее мысли с "полуслова". Очень точная формулировка. С полуслова, т.е. практически без слов или интуитивно, о чем мы и говорили ранее.

Повторяю, в первую очередь начните общаться с ней непосредственно через интеллект, интуитивно и, во вторую, посредством ума - через чувства.

Она - деловая, взрослая и знающая женщина. Следовательно, для нее определяющими будут не эмоции, а дела. Конечно, демонстрация преданности - это шаг, но не определяющий.

Профессионализм - вот что позволит Вам приблизиться к ней в роли помощника. И контакт между Вами возможен только на этой почве. А хороший человек в мире бизнеса - это не профессия. Повторяю, не стремитесь понравиться, заглядывая преданными глазами в ее лицо - это не шаг.

Станьте жестче, суше, деловитей. Читайте ее мысли чувствами, упреждайте ее желания - и станете незаменимой. Избавьтесь от иллюзий и восторженности - эти-то качества ума Вам и мешают. Начните думать о действии и перестаньте страшиться последствий.

Да, дела чреваты ошибками, но страх ведет к бездействию, отказу. Ошибку можно исправить, к тому же это опыт, а значит, и знания. Бездействие, отсутствие инициативы - это паралич, имя которому - смерть, а это исправить уже невозможно.

Карают не тех, кто, действуя, ошибается, а того, кто бездумно действует и не делает выводов. Во всех остальных вариантах активность поощряется, т.к. ведет к конструктивности.

Хочется надеяться, что смог оказать Вам действенную помощь.

См.: "О страхе".

С уважением,
П. Веденин, 30.05.2004



Вопрос 1:

Я еще в школе страшно нервничала перед экзаменом по математике, но никогда не думала, что всё может быть настолько плохо!

Сейчас, в ВУЗЕ, социальный работник меня просто обязывает взять психологическую консультацию, т.к. я почти завалила сессию по причине своих страхов... Как быть?

Как перестать нервничать и во время учебы, и во время экзамена? Почему у меня не получается сосредоточиться на учебе, а не на мыслях, что экзамен сложный и мне его не сдать хорошо?


Ответ 1:

Здравствуйте.

Давайте сделаем так. Я дам Вам ряд ссылок на уже имеющиеся у нас статьи по этому вопросу, которые Вы изучите.

После чего обязательно изложите все те мысли, которые у Вас возникли по поводу прочитанного. И мы уже предметно обсудим Ваш вариант, который, естественно, должен отличаться своей индивидуальностью.

Единственно, о чем я хотел бы Вас предупредить - не спешите с выводами, отталкиваясь ими по первому импульсу. Постарайтесь спешить медленно. Как мне кажется, это и есть одна из главных трудностей Вашей психики, с которой пока не может справиться Ваш ум.

См.:

"Роль самооценки в личностном росте",
"Готовь сани летом...".

С уважением,
П. Веденин, 22.03.2005


Вопрос 2:

Здравствуйте.

Я внимательно прочитала всю информацию, которую нашла по ссылкам.

Честно говоря - не знаю, с чем может быть связан мой страх. Возможно и то, что я, готовясь к экзаменам, стремлюсь к количеству, а не к качеству. Думаю, что это вполне может быть связанно с моей самооценкой: я стараюсь сделать больше примеров и упражнений, нежели другие мои сокурсники, так как думаю, что только таким способом смогу получить хорошую оценку.

А, поскольку в моём ВУЗе и без того дают очень много материала, и очень мало практики + домашние задание заведомо легче, чем то, что требуют на контрольных - я всё время в "бегах" по темам. Я стараюсь не упустить ничего, но чем ближе к экзамену, тем больше нарастает страх, что я многое не успею, и обязательно будут задачи, которые я не решу.

А еще, может быть, потому что я всё время думаю, что должна получить хорошую оценку. И, вновь, с приближением к экзамену, я ощущаю, что не получу тот бал, который должна :(

Я очень невнимательная, и мне требуется много усилий, чтобы сосредоточиться. А после того, как я решила пару задач в сосредоточенном состоянии - я смотрю на часы, и во мне просыпается дикий ужас: я потеряла столько времени, чтоб решить пару задач по одному предмету, а у меня таких предметов шесть!!! Я начинаю всё больше нервничать, что не успею, и поэтому не могу сосредоточиться вообще.

Прихожу на экзамен - беру бланк в руки, и первые 5-7 минут пытаюсь успокоиться и вникнуть в то, что написано... А если на глаза попадается задача, и я абсолютно уверенна в том, что я её не решу - то пропал мой экзамен.

Даже если такая задача одна из 20 - в других 19 у меня будет 80% ошибок, причем достаточно глупых, типа: при переписывании примера с одной строчки на другую я совершаю 2 ошибки... и все :( Если экзамен построен по американской системе: нужно выбрать правильный ответ из 4 - то мне не получить желаемого результата.

С уважением


Ответ 2:

Здравствуйте.

Я еще раз перечитал Ваши письма и мое мнение о причинах, которые вызывают у Вас такую обостренно-негативную реакцию, несколько изменились.

В последнем письме я обнаружил некоторые, уточняющие вопрос данные, и мне пришлось внести определенную коррекцию, которая дополнила тот вывод, который был сделан ранее.

Теперь я абсолютно уверился в том, что страха, как такового, у Вас нет. А то, что с Вами происходит, находится несколько в ином спектре психики.

Речь надо вести не о страхе, т.к. знания о предметах у Вас имеются (пусть и не абсолютные), а о том, что Вы не можете управлять своими эмоциями.

Они спонтанно нарастают и полностью загружают Вашу психику, которая сникает под этой непомерной тяжестью и возникает ступор сознания. А провоцирует их нарастание то, что у Вас недостаточно развито чувство веры. Не надо путать это понятие с религиозным догматизмом.

См.: "Параллели истины".

Я говорю о той вере, которая приходит в результате размышлений и подкрепляется конкретной практикой.

Короче говоря, Вам следует получить чувство уверенности в самой себе, своих возможностях и способностях. А это качество психики необходимо развивать посредством специальных упражнений.

В свое время этими вопросами с Вами никто не занимался, а сами по себе они решиться не могут. Поэтому, если Вы полны решимости, желая устранить эту проблему и готовы приступить к занятиям, то я предоставлю Вашему вниманию ряд упражнений, с помощью которых Вы сможете, контролируя, управлять импульсами эмоций.

Это несложные и нетрудные для выполнения задания могут быть доступны любому человеку. Здесь важно только одно: разобравшись в причинах имеющейся проблемы и признав ее как факт объективной реальности, с которой дальше жить уже нельзя, объявить ей беспощадный и бескомпромиссный бой.

Мы разберемся с вопросами веры, которая будет способствовать проявлениям воли. А там уже недалеко и до власти как в отношении своего сознания, так и в зоне всего того, что соотносится с Вашими интересами. Но, прежде чем приступить к занятиям, Вы должны сообщить мне о том решении, к которому придете в результате своих рассуждений.

Также мне хотелось бы знать во всех подробностях о том, как происходила борьба "за и против". Сообщите о страхах, сомнениях, а также что и, главное, почему перевесило именно то решение, к которому Вы пришли. Будьте откровенны, начав путь к себе через доверие.

С уважением,
П. Веденин, 24.03.2005


Вопрос 3:

Здравствуйте.

Я должна согласиться с тем, что, по моему мнению, у меня тоже нет страха перед трудностями, как такового. Просто с течением времени я начала всё больше и больше сомневаться в своих способностях. Я думаю, что моя неуверенность в себе была во мне с самого детства.

Но спустя время то ли она притупилась, то ли у меня было достаточно много друзей, которые меня поддерживали и ободряли. Когда я переехала в другой город (ещё в школе) и пошла учиться в новый класс, то познакомилась с очень талантливыми одноклассниками. Среди них оказалась и моя нынешняя близкая подруга.

Я всегда считала ее превосходящей себя во многом, но не во всём. Её хвалили все учителя за потрясающую память и способности. Тем не менее, находясь рядом с ней, я все более начинала понимать: чтобы достичь таких же результатов, как она - мне надо работать больше и тяжелее, ведь я не была настолько одарена, как она.

Закончив школу, я познакомилась с ещё белее одаренными людьми, которые оказались среди моих самых лучших друзей. Я всегда чувствовала себя наравне с ними в любой ситуации, кроме учебы. Об этом я всегда умалчивала, зная, что у меня тоже есть свои таланты, пусть и не в учебе.

Но мне всегда хотелось быть такими, как они, в учебе, но и только! Мне всегда казалось, что это единственное, в чем я им проигрываю. Я пошла учиться в тот же ВУЗ, где училось большинство моих друзей.

Так как я младше всех своих друзей на 2-4 года, мне не удалось учиться со всеми. С моей подругой я встретилась на одном из курсов и очень обрадовалась. В начале мы не хотели учиться вместе, но, сверяя домашние задания, поняли, что мы дополняем друг друга, и начали работать вместе.

Я увидела, что далеко не хуже её понимаю сложный материал, и далеко не хуже общей массы. Напротив, я была очень активной и на лекциях, и на практике. Я, наконец, начала догонять своих друзей.

Пришло время контрольных, и знание о своей слабых сторонах: неумение сосредоточиться, невнимательность и, то, что мне надо работать над большим количеством задании и примеров, чем всем остальным, меня не подвело.

Однако я была плохо готова, не успела пройти весь тот материал, который должна была, и соответственно, так и сдала экзамены. При этом: на каждом экзамене я испытывала чувство обиды за себя. Я понимала, что если бы приложила больше усилий, то сдала бы не хуже.

Но мне настолько обидно, просто настолько надоело, что я не могу достичь такого же результата, что решила найти причину и заняться ей прямо сейчас. Я же не могу откладывать дальше - дальше некуда!!

По моему мнению, только вера мне не поможет. Я невнимательная. Это играет очень большую роль! Я просматриваю свои ошибки и вижу, что на контрольной не могу даже толком правильно прочитать задание!!!

И мне становится еще неприятней. Я не настолько хуже своих друзей. Почему они спокойны и так уверенны, что всё я сдам, как и все они? И почему я настолько далека от них??

Я очень хочу заняться упражнениями, которые мне помогут стать и увереннее, и внимательнее, и быть сосредоточенной на заданиях, а не на других мыслях!!!

Это ведь то, что спасет меня от провалов на экзаменах, и я смогу не делать в два раза больше задании, чтоб получить такой же результат.

С уважением


Ответ 3:

Здравствуйте.

Вы были невнимательны, читая мой ответ. Конечно, напрямую вера не поможет Вам стать внимательней. Однако только через веру можно обрести уверенность и доверие, а это уже шаг в сторону сосредоточения.

Желание результата, вожделение цели, достижение итога и т.д., - вот что создает перед Вами непреодолимую стену. Казалось бы, чем цель может помешать человеку достичь желаемого результата?

А тем, что приковывает внимание к конечной точке, а сам процесс достижения поставленной цели остается без контроля и управления со стороны участника. Но как можно добиться цели, если нет пути к ней или он недостаточно хорош по качеству?

Не надо спешить, торопиться или суетиться. Делать надо всё медленно. Это не значит, что процесс следует искусственно замедлять, но и неоправданное ускорение также вредно.

Понимаю, что у Вас высокий эмоциональный фон и темперамент, но я не понимаю, зачем же свою страстность использовать так неэффективно?

То качество психики, которое Вам сейчас мешает, не является негативным по сути. Речь можно вести только о том, что Вы пока не умеете управлять этой энергией, и поэтому с ней не справляетесь.

Но если ее направить в рукотворное русло, то она с удовольствием и весьма эффективно станет крутить колесо Вашей "мельницы".

Вы изъявили желание начать занятия по системе "Встречный ветер". Это хорошо, но вместе с тем Вы должны понять и следующее. Результат, как качественный итог организованного процесса, в полной мере будет зависеть только от Вас самой.

Мне не хотелось бы, чтобы у Вас возникла иллюзия, что если Вы начали занятия, то всё остальное придет само по себе. И качество, и скорость зависят только от того состояния сознания, с которым Вы приступите к началу строительства своего пути.

А начальным состоянием, как мы уже говорили, должна стать вера. Без нее всё остальное окажется недостижимым. Разве можно добиться успеха в том деле, о котором говорят, что оно безнадежное?

Подумайте над этими словами, а для начала научитесь читать тексты. Осуществляется этот процесс в три приема следующим образом.

Первый раз текст прочитывается быстро и сразу, в один прием, как бы в ознакомительном режиме. Здесь не требуется его осмысливать, даже понимать. Это является простой информационной загрузкой.

Второй раз читается уже внимательно и, что самое важное, по смысловым блокам. Можно сказать, что идет препарирование текста, его детальный разбор.

Не спеша, Вы тщательным образом разбираете каждую привлекшую внимание фразу, мысль, идею. Проверяете и перепроверяете этот текст до получения чувства уверенности, что Ваша критичность полностью исчерпана.

И в третий раз текст вновь читается целиком, но уже в состоянии параллельного внимания.

Это значит, что Вы не только "видите" всю "поляну" действий, на которой разворачиваются предлагаемые текстом события, но и понимаете каждое отдельное действие: почему оно такое, для чего и т.д. Ситуация наблюдается как целое, а ее элементы - как дискретные величины.

Это первое задание. И начните его выполнение с прочтения этим способом всех моих ответов на Ваши письма.

И еще одно задание. В разделе "Развитие сознания" имеются упражнения, которые называются: "Стрелка", а также "Спички", "Шары" и "Монетка".

См.:

"Внутренняя работа. Урок первый",
"Внутренняя работа. Урок третий".

Приступите к их освоению, и не реже одного раза в неделю старайтесь информировать меня как о своих успехах, так и пишите по поводу трудностей.

С уважением,
П. Веденин, 25.03.2005


Вопрос 4:

Здравствуйте.

Я начала выполнять упражнения, которые вы мне дали.

Честное слово - никогда не думала, что просто сидеть и смотреть на секундную стрелку так сложно!

За те несчастные 21 мин., которые составляют один этап, в моей голове пролетают миллион разных мыслей, я думаю о 10 вещах, и одновременно пытаюсь (и иногда-таки получается, но как жаль, что только на короткий период) избавиться от них, и просто смотреть на часы...

Должна ли я думать о чем-то специфическом? Просто смотреть на стрелку и ни о чем не думать - невероятно сложно!

Еще огромную, и пока непреодолимую сложность составляет прочтение текста 3 раза по той методике, которую Вы дали. Я это не делаю часто, т.к. это требует неимоверных усилии. Но вижу в этом жизненно важную необходимость.

С уважением


Ответ 4:

Здравствуйте.

Вот и хорошо - занимайтесь, раз Вам это понравилось.

Одно лишь замечание. Любую работу, то есть "Стрелку", "Шары", "Монетку", "Спички" и "Чтение" необходимо осуществлять не в бездумном состоянии, стараясь попасть в абсолютную прострацию.

Наоборот, необходимо организовать активность своего внимания вокруг одной, самой важной и единственной мысли, которая должна буквально "прилипнуть" к осуществляемому Вами действию в данный конкретный момент.

Смотрите:

"Магия как оружие Воина".

Например, ход стрелки ->на стрелке, пауза ->на точке. Перекатывание монетки ->с пальца на палец. И т.д.

Именно таким образом происходит в Вашем сознании перестройка, которая утверждает приоритет процесса над целью.

Задача: внимание сделать текучим, гибким, пластичным, но управляемым и направляемым.

С уважением,
П. Веденин, 29.03.2005


Вопрос 5:

Здравствуйте.

Давно не писала и виновата - знаю. Еще обиднее перед самой собой.

Я была в гостях несколько дней, и мне уделяли так много внимания, что не могла заниматься и делать упражнения, т.к. стеснялись перед хозяйкой, а еще и сама так уставала, что сил не хватало. Сейчас начну всё заново. Но знаю, что будет тяжело, как в самом начале :(

Сейчас жалею, что перестала заниматься, думаю, что всё это только моя лень. А жаль, что я не умею с ней бороться. Или недостаточно умею.

Вчера была на приёме у психолога. Во время моей с ней беседы мы пришли к выводу, что корень моей невнимательности и не сосредоточенности на экзаменах лежит в постоянном стремлении быть хорошей ученицей и в постоянном напряжении из-за этого.

Мне почему-то кажется, что только из-за напряжения недостаток внимания и сосредоточения не может быть развит настолько... Но факт: мне нужно бороться и с результатом, а не только с самой причиной.

Всего наилучшего.
Жду ответа


Ответ 5:

Здравствуйте.

Честно говоря, и меня несколько озадачил тот вывод, который сделала психолог в ходе вашей беседы. По ее мнению, стремление человека стать лучше стимулирует в нем развитие невнимательности? А желание быть хорошим провоцирует в нем напряженность?

Не знаю, какова квалификация этого психолога, но, на мой взгляд, ее выводы, во-первых, неубедительны, а во-вторых, Вы ничего не сообщили, что ею было рекомендовано для коррекции имеющегося психологического негатива.

Но, исходя из ее слов, для того чтобы не напрягаться, Вам надо прекратить стремиться к достижению больших высот и продвигаться только черепашьим ходом. И еще: даже те минимальные желания, которые Вы можете себе позволить, должны быть непостоянными, т.е. цикличными.

Сегодня, к примеру, Вы хотите быть лучше, а завтра уже нет, т.к. отдыхаете от непосильной нагрузки. Или цикл должен быть плотнее - с утра, когда сил больше, Вы полны амбиций, но после обеда, с наступлением сиесты, Вы уже ничего не хотите - у Вас расслабление.

Да, большую чушь мне, конечно, слышать приходилось, но, к счастью, очень редко. Повторяю: ни с чем Вам бороться не надо. Ведь речь идет о Вас и Вашей личности. Как же можно преуспеть в борьбе с собой? Победив себя, Вы автоматически проигрываете.

Нет, надо не бороться с собой, но учиться управлять своей силой, владеть своим потенциалом с максимальной пользой для самой себя. И то, что Вы стремитесь к высотам - это прекрасно. Как можно достичь мечты, если к ней не идти?

Поэтому давайте культивировать веру, развивать волю и проявлять свою властность. А начнем этот путь через выполнение тех упражнений, которые были Вам предложены.

Регулярность, настойчивость, заинтересованность и т.д. пусть станут Вашими союзниками в этом процессе.

Желаю успехов.

С уважением,
П. Веденин, 12.04.2005


Вопрос 6:

Здравствуйте.

В ответ на ваше письмо могу лишь сказать, что пришла я к психологу вся в слезах, что хочу учиться, но у меня это не получается.

Я рассказала ей весь процесс моих переживаний. Что я нервничала больше перед более сложными экзаменами, нежели перед более легкими.

Получилось, что к одному из экзаменов я не успела подготовиться, и пришла сдавать его "на авось". И получила нормальный балл. А к экзаменам, которые были сложнее, по моему мнению, я либо готовилась хуже, предчувствуя заведомое поражение, либо страшно нервничала во время самого экзамена.

Априори, я понимаю, что более сложные предметы меня заведомо вгоняли в какое-то странное положение: у меня была апатия, я к ним меньше готовилась, уговаривая себя, что всё будет хорошо, и я справлюсь.

Я пришла к психологу и сказала, что заведомо знаю, что не сам факт экзамена меня пугает, но есть еще и что-то, что я не могу контролировать: как процесс самого экзамена, так и мое поведение во время него.

Я просто сказала психологу, что и когда у меня это не получается: ведь в жизни есть как взлеты, так и падения. Так вот, психолог и сказала, что моё желание быть хорошей провоцирует напряжение, а это стимулирует во мне развитие невнимательности.

А насчет коррекции она мне сказала, чтоб я начинала быть самой собой и перестала всё делать так, чтоб быть хорошей для других, а не для меня.

С уважением.


Ответ 6:

Здравствуйте.

Да, я во всем уже разобрался. Все ясно и понятно - ничего сложного, и мы это уже обсудили в предыдущих письмах. Даже некоторые уточнения, которые Вы привели как добавление, лишь укрепили меня в высказанных мыслях.

Конечно, сам факт Вашей эмоциональности (которую Вы привнесли в описание своей проблемы) не мог не возбудить в том психологе страстное желание Вам помочь.

Именно поэтому она, собрав воедино все свои возможности, знания и способности, выдала "на гора" удивительное по своей глубине аналитическое исследование, которое не может не восхитить.

По совершенно малозаметным нюансам: "...всё время стремлюсь быть одной из лучших...", или: "...у меня опускаются руки, и я не могу продолжать борьбу...".

Учитывая Ваши сетования по спонтанно возникающему напряжению, необъяснимому сковыванию и т.д., психолог сделала совершенно уникальный вывод, который, по Вашим словам, звучит примерно так.

"Желание быть хорошей провоцирует напряжение, а это стимулирует в Вас развитие невнимательности". Обратили внимание, как тонко она перефразировала Ваше к ней обращение?

Ну, и последний "шедевр", можно сказать "писк" психологической мысли. Как это тонко: "...начните быть самой собой...", "...перестаньте делать хорошо для других и начинайте это делать для себя...".

Ну, прямо этакая "установка". Начните - и все. Как-то к одному психологу пришел пациент и начал жаловаться на то, что он никак, и уже длительное время, не может заснуть и страшно от этого мучается.

Психолог долго думал, тщательно взвешивал все "за" и "против" и, наконец, произнес поразившую всех фразу: "Знаете, батенька, да у Вас бессонница". И, заметив восторг окружающих его учеников, решил продолжить свой монолог.

Упреждая возможный, но очевидный вопрос клиента: "Так что же мне с этим делать?", "маститый" дока заявил: "Спать, мил человек, надо спать, старайтесь заснуть, иначе будут последствия".

Вот так категорически и заявил. Это "революционная" в психологии технология иногда встречается и по сей день. Видимо, Ваш психолог является ученицей или последователем того "революционера".

А вот предположить, что Ваше стремление быть лучше, достойнее и совершеннее не провоцирует напряжение психики, а только побуждает Вас к активным действиям в этом направлении, она не смогла. Очевидно, эта идея не кажется ей революционной.

Ну, и дальше. Если стремление быть лучше не провоцирует, а побуждает и даже стимулирует этот позыв, то он, естественно, не может быть отнесен к негативным. А если это так, то и бороться с этим нет необходимости.

Но как быть с проблемой? Все просто, если аналитическое исследование проведено правильно и точно. Вопрос, оказывается, в том, что Вы не можете справиться с этим самым стремлением, с его динамикой - просто не готовы.

И то, что она назвала "развитием невнимательности", я определяю как низкий уровень готовности быть адекватной к той активности, которую Вы сами и подняли, востребовали.

Конечно, быть собой, в принципе, верно, но как этого добиться, каким способом и т.д.? Легко сказать, но трудно сделать. И потом, что значит "быть собой"? Слишком много неясностей.

Может быть, по ее мнению (и это следует из тех рекомендаций, которые были Вами получены от нее): быть собой - это значит не претендовать на высоты и жить теми ценностями, которые для Вас являются данностью?

Мои же рекомендации следующие. Обязательно стремитесь быть лучше, умнее, востребованной жизнью. Но при этом следите за тем, чтобы Ваши запросы не намного превышали индивидуальные способности.

Тогда Ваша внимательность всегда будет адекватной развернутой динамике, что позволит избегать ненужного напряжения. И последнее. Регулярно повышайте свои возможности для того, чтобы развиваться.

Речь идет о том, чтобы совершенствоваться в системе управления заявленного процесса. Тогда Ваши действия будут совершенными, своевременными и соответствующими.

Вот для этого я и предложил Вам конкретные упражнения. Конечно, это не весь перечень необходимых приемов, а всего лишь начало пути.

Но осилит путь - идущий.

С уважением,
П. Веденин, 13.04.2005