Автор Тема: Формула успеха  (Прочитано 2337 раз)

П. Л.

  • Учитель
  • Сообщений: 526
Формула успеха
« : 29 Август 2004, 04:00:00 »
Думаю, что каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким понятием, как успешность, либо с его антиподом - не успешность. Еще по этому поводу говорят: "вот везет, так везет!". Или: "если не повезло, так уж не повезло".

Сейчас мы говорим о реальных вещах, но объяснений этим случаям нет. И люди начинают приписывать таким вариантам какое-то влияние темных либо светлых "потусторонних" сил. Другие, не верящие в чары, считают всё происходящее обыкновенной случайностью, не имеющей никакого воздействия со стороны.

Но, видимо, не зря существует убеждение, гласящее о том, что случайностей нет. Их не может быть в мире, где все процессы определяет причинно-следственная связь. Следовательно, это не случайность по определению. Тогда остается предположение, что все это следствие каких-то неизвестных сил, в "потоке" которых проходит человеческая жизнь.

Иногда судьба забрасывает ее на самую быстрину - и тогда у человека все получается (везет) или отбрасывает к самому краю потока, где движение сильно замедлено, - и тогда в жизни такого человека возникает ситуация, когда у него ничего не получается (полоса невезения).

И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание - это длительность нахождения в той или другой части потока.

Опыт жизни показывает нам, что пребывание в этих двух крайностях сопряжено с особыми перегрузками и, вследствие этого, такое положение может затянуться на определенное время, хотя может также быстро и прекратиться. С чем же это может быть связано?

Дело в том, что кроме закона, утверждающего незыблемость сохранения энергии, существует его параллель, гласящая о том, что в жизни действует и закон "соответствия" энергии. Это значит, что если на данном этапе потока имеется "быстрина", то ее энергоемкость также соответствует заявленному положению.

Другими словами, в самой сердцевине быстрины плотность возможностей огромна. Но и удержаться там, сохраняя соответствующий уровень активности, также нелегко. Для этого требуется наличие адекватных способностей у претендента.

Но если он не способен там удержаться, то поток, своей мощностью, может его либо просто "утопить", то есть уничтожить в физическом смысле, либо "сломать", то есть придавить его психическую суть, отбросив к самой "обочине".

И тогда всё меняется с точностью до наоборот: только что везло, а теперь (как бы ни с того, ни с сего) начинает крупно невезти.

Здесь также имеется два выхода. По одному варианту человек, ломаясь окончательно, опускается на самое дно и, вследствие этого, гибнет физически.

Либо, продолжая бороться, постепенно, с трудом освобождаясь от налипшей "тины", медленно, но неуклонно начинает выбираться из застойных вод с тем, чтобы сделать очередную попытку выбраться на быстрину.

Вместе с тем, имеется еще позиция, которая расположена между этими двумя крайностями. Обозначим ее как "стабильная".

Там дельта вариаций активности несравненно шире, чем та, которая существует на быстрине, но и энергоемкость значительно ниже. Другими словами, там много чем можно заняться, но только на уровне посредственности. Там спокойно, предсказуемо, удобно, но нет простора для творчества.

Хотя физического пространства хоть отбавляй, а вот с психическим... проблема. Но и здесь имеются варианты, которые создают уникальную ситуацию, в которой личность может варьировать уровнями активности.

Это значит, что если на быстрине имеются огромные возможности, то ими не следует пренебрегать и, как только выдастся удобный момент, надо сразу же его использовать, смело бросаясь в мощный поток.

Но при этом необходимо внимательно следить за тем, насколько соответствуют ваши способности возможностям потока. И как только вы увидите, что ресурсов начинает не хватать, надо тут же выплыть из быстрины.

Конечно, это не так просто, и для этого необходимо отложить часть мощностей, чтобы суметь расположиться на волнах умеренного потока, в наибольшей мере подходящей вашему теперешнему состоянию. Зачем?

А затем, чтобы восстановиться, переосмыслить опыт и, подобрав удобный момент, вновь пуститься в схватку со стихией, сулящей много возможностей, но и, в то же время, грозящей тому, кто не рассчитал своих способностей. И такое цикличное, импульсное продвижение лучше всего соответствует балансу: возможность равно способность.

Мы начали свой разговор с того, что вот, дескать, везет или невезет. Также поняли, что постоянно везти не может (у человека просто нет таких сил). Разобрались и в том, что постоянное невезение также нереально, т.к. для этого также не хватит никаких сил. Ясно, что комфортней всего при умеренном продвижении - но уж слишком там тягостно и "пресно".

Человек в своей сути склонен к авантюризму - этой природной составляющей его жизненности, без которой он не смог бы развиваться. И поэтому он всегда будет стремиться на быстрину или хотя бы о ней мечтать, что однажды обязательно подвигнет его на такой подвиг. Однако неподготовленный бросок, как вы сами понимаете, чреват.

Разобравшись в сути происходящего, давайте теперь обсудим те принципы, которые действуют во всех этих взаимоотношениях. И тут сразу же возникает вопрос: "А что это за силы такие, которые управляют "вожжами" судьбы?".

Насчет авантюризма, в принципе, все понятно. С этим вопросом, считаю, хорошо перекликаются следующие строчки одного из моих стихотворений:

"...Во-первых, хочу разобраться с собой -
Откуда, за что, почему я такой?!!
Как выстроить к Богу в сознании мост?!
И кто во мне дергает черта за хвост?..".

Видимо, авантюрная субличность и дергает этого самого "черта" за хвост. Но вот как выстроить тот мост, по которому можно быстро, уверенно и, главное, безопасно перемещаться из спокойного течения на быстрину, после чего своевременно возвращаться обратно?

Теоретически имеется ответ и на этот принципиальный вопрос. Это, прежде всего, наличие чувств Веры и Воли, а также их производной силы - Властности. Но это только психические составляющие "Личностного Я". Можно сказать, они - основа, на которой теперь требуется возвести "пирамиду Власти".

Вот изучением устройства этой самой пирамиды давайте и займемся. Прежде всего, примем за основу следующее условие, которое утверждает "двойственность" как базовую концепцию.

Она гласит, что: "любая реальность не может претендовать на статус "настоящего", если она не имеет, как минимум, двух граней своей сути".

Вот эта дуальность нас и интересует в приложении к "пирамиде Власти". Так вот, наша "пирамида", как вещь настоящая, имеет две основные грани и две дополнительные. Начнем с дополнительных.

Первая дополнительная грань состоит из комплекса индивидуальных качеств, которые называются ХАРАКТЕРОМ и поэтому не развиваемы и не изменяемы. О них можно говорить только как о существующей и не зависящей ни от чего данности, т.е. как о факте генотипа.

Почему мы рассматриваем эту величину как грань, если она, как бы, не имеет значения? Видимо, потому, что это объективная данность, и с ней необходимо считаться как с физически заявленной величиной.

Другое дело, как это делать, т.е. считаться? Очевидно, что все предпринимаемые действия необходимо соотносить с данной реальностью и не возлагать на нее больше ответственности, чем она может обеспечить.

Вторая дополнительная грань состоит из нравственных устоев, которые были созданы на базе характера в процессе социальных отношений и в самом их широком спектре. Эти качества НРАВА, уже как приобретенные, могут изменяться, развиваться, модифицироваться, дополняться и т.д.

На эту пару я предлагаю обратить особо пристальное внимание с тем, чтобы отметить их сл. особенность. Если одна - неизменна, а вторая - пластична и, в тоже время, они являются составными частями единой целостности, то можно предположить, что такая фигура будет постоянно стремиться к искривлению, нарушающему гармонию баланса. Давайте пока просто отметим этот факт.

Третья грань в "пирамиде Власти" должна быть представлена как "смысловая идея", сформулированная в стратегически-тактическую программу действия, которую мы обозначим как СТРАТАГЕМА. Надо заметить, что это не просто то, что мы обычно называем планом.

Принципиальное отличие стратагемы от плана в том, что план ограничен как в пространстве, так и во времени. И, в силу этого, он может оказаться либо удачным, либо не очень. План куц как по возможностям, так и по способностям, поэтому и задачи, которые он покрывает, незначительны.

Стратагемы же не ограничены ни в пространстве, ни во времени. По сути, это практическое воплощение процесса, его слияние с самой жизнью. Но если бы процесс был так адекватен жизни, тогда в чем же заключалось бы его отличие?

Его отличие состоит в том, что жизнь может состояться, но может и нет (помните о том, какие опасности таят в себе те потоки?). А тот процесс жизни, который создают стратагемы, обречен на успех. О нем можно говорить как о формуле удачи, неизбежной и обязательной.

Но у нас имеется еще одна, четвертая грань "Пирамиды Власти", как воинского искусства. И теперь, когда настало время поговорить о ней, я хочу сразу же заострить ваше внимание не ее роли в общей концепции власти.

Очевидно - раз мы отвели беседу о ее роли на завершающий этап, то в этом имеется какой-то смысл - и он действительно есть. Назовем эту грань РАЗУМНОСТЬ.

Так за что же она отвечает, раз ей отведена столь значимая роль в общем процессе? Она - смысловая - и вот как это следует понимать.

Каждый человек в социуме занимает какую-то, отведенную либо захваченную им нишу. Назовем ее "положение". Но с этой самой позиции он взаимодействует со своим окружением, в итоге чего возникает определенный уровень отношения к нему со стороны этого окружения, который назовем "авторитетность".

Это одна дуальность (внешняя), которая составлена из параллелей: "положение" и "авторитетность". Теперь рассмотрим вторую дуальность (внутреннюю).

Этот же самый человек обладает и неким фактическим потенциалом, который состоит из многих составляющих. Таких как: возраст, опыт, здоровье, знания, умение, харизма, сила (физическая и психическая), финансовая мощность и т.д. Назовем такой потенциал "значимость".

Параллельно с объективной значимостью действует и субъективное отношение к ней, но теперь уже со стороны ума действующего лица. И этот взгляд рождает отношение к самому себе, что не может не оказывать прямого воздействия на поведение.

Вспомните в этом контексте строчку приведенного выше четверостишья: "...и кто во мне дергает черта за хвост...". Комментарии, как говорится, излишни. Так, параллельно со "значимостью", себя проявляет "авторитарность" личности.

Давайте рассмотрим четвертую, основную грань нашей пирамиды, как реальную величину. Она составлена из четырех деталей, которые представляют: "авторитетность", "положение", "значимость" и "авторитарность".

Теперь легко представить саму "пирамиду Власти", которая состоит из сл. граней: "выраженный Характер", "развитая Нравственность", "разнообразие Стратагем" и "мудрая Разумность".

Однако пирамиду нельзя считать завершенной до тех пор, пока она не увенчана вершиной. В нашей "пирамиде Власти" это положение отведено "Личностному Я".

Его роль заключается в том, что мы называем "неучастием", т.е. безличным наблюдением за процессом и реагированием на происходящее только как удовольствие либо как неудовольствие.

Но вот еще один вопрос: по поводу чего будет выражаться реакция? И много что определяющий ответ: по поводу качества самого процесса, его профессионализма, мастерства, творческого подхода и самого искусства, но ни в коем случае не его конечного результата.

Он (результат) в этой концепции признан ничтожной величиной, указывающей только направленность движения. Все определяющим признается лишь сам процесс, по достижению. И если мы помним, что в основе такой "пирамиды Власти" находятся силы "веры" и "воли", то ее можно считать изученной.

Но как она действует практически? Мы ранее говорили о том, что настоящий, стабильный успех возможен только тогда, когда лавирование в потоке судьбы не происходит, а производится властной силой, которую мы обозначили как "пирамида Власти".

А ее грани и будут теми действенными рычагами или "вожжами" Судьбы. Как мы помним, их четыре. Это "Характер", "Нрав", "Стратагемы" и "Мудрость". Но, кроме "вожжей" управления, необходимо еще иметь и "кнут" принуждения.

Важно обратить внимание на то, что сам "хлыст" сплетен из "волокон" силовой идеи (каковой является стратагема действия) и закреплен на кнутовище связующего Разума (составленного из четырех частей: авторитетность и авторитарность, положение и значимость).

Вот чем и как должно владеть "Личностное Я" для того, чтобы кони Судьбы не понесли по Пути, а, следуя в русле попутного ветра, постоянно держали удачу в узде.

И все же хотелось бы вернуть ваше внимание несколько назад - к тому моменту, когда мы с вами отметили неизменность характера и пластичность нравственности. А также хочу обратить внимание на то, что этот факт может иметь далеко идущие последствия.

Так вот, эти последствия имеются. Из-за них мы и страдаем - от своей нестабильности, что вызывает повышенные энергетические расходы. Частично именно это положение можно обвинять в неспособности удерживаться в стремнине Судьбы.

Но, с другой стороны, в этом проявляется и гибкость поведения. Следовательно, это не такой уж и плохой знак. Ответ на этот вопрос также находится в том ракурсе, в котором речь шла об управлении и направлении, т.е. владении силами власти.

Вот еще одно значение "пирамиды Власти" - это ее упругость, которая состоит из жесткого костяка Характера и пластичной Нравственности, гибкой Стратагемы и быстрой Разумности.

В итоге хотелось бы заметить, что неожиданное везение - вещь капризная и непредсказуемая, способная мгновенно обернуться своей второй стороной - несчастьем.

По-настоящему надежной спутницей можно признать только управляемую удачу, которая, как попутный ветер, способна обеспечить человеку благополучие на всем жизненном пути.

А чтобы дать возможность проявиться попутному ветру, прежде должен задуть ветер встречный, как проявление целенаправленной работы.

П. Веденин, 23.07.2004