Автор Тема: Нет - лакейской бесхребетности!  (Прочитано 2241 раз)

Ли Хоа

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 201
Нет - лакейской бесхребетности!
« : 23 Август 2006, 04:00:00 »
К сведению:

17.08.2006 00:27 Ли Хоа

Здравствуйте, посетители Диалога.
Опубликованы следующие тексты:

Судьба и Карма II,

Качественная суета.

С уважением,
Ли Хоа



Вопрос:

Как у ребенка развить смелость, чтобы он мог защитить себя и морально, и физически?

Ответ:

Здравствуйте.

В Вашем вопросе слишком мало информации, чтобы по столь скупому материалу давать рекомендации.

Пожалуйста, уточните, сколько лет ребенку, какого он телосложения и характера, а также каков его пол? Занимается ли он каким-либо видом спорта?

Перечислите его жизненные интересы, склонности, состояние здоровья. В общем, как можно больше данных.

С уважением,
Ли Хоа, 25.11.2004



Вопрос 1:

Здравствуйте, П.Веденин.

Уже давно во мне присутствует очень сильный страх перед соперником, перед началом возможной драки. В тот момент, когда драка еще не началась, но уже у соперника изменяется взгляд на агрессивный, мной начинает овладевать панический страх (сердце "екает" (в первую очередь), руки начинают неметь, ноги становятся вялыми, и кажется, стал легкий, как пушинка).

Не могу сказать, что совсем физически не развит. Раньше занимался несколько лет каратэ. Были кое-какие успехи. Но выйти на спарринг "не давал" всё тот же панический страх, который сковывал меня. И это живет во мне до сих пор. Правда, дело до драки так и не дошло, но почувствовал на себе оценивающий взгляд соперника - и всё, я уже был в "не кондиции".

Это, наверное, следствие неокрепшей психики. Существуют ли какие-нибудь методы избавления от такого рода страхов?

Или клин - клином вышибают?

С уважением

Ответ 1:

Здравствуйте.

Страх - это Ваша субъективная, оценочная реакция на возможные последствия от того или иного предстоящего действия. Можно сказать, что страх предупреждает Ваш ум о неготовности достойно участвовать в конкретном процессе. И в том, что Вы испытываете страх, я не вижу ничего ущербного.

Проблема может возникнуть тогда, когда этот страх, выходя из-под контроля ума, начинает трансформироваться в ужас, отчего и случается паника. Но Вы ничего по этому поводу не говорите. Поэтому дело не в страхе, как таковом, и даже не в физической кондиции тела, а в отсутствии чувства веры.

Очевидно, Вы не имеете доверия к своим возможностям и не уверены в своих способностях. А для того чтобы пробудить эту самую веру, необходимо её практиковать, невзирая на то, что она - есть "продукт" интеллекта. Видимо, те годы, когда Вы ходили на карате, оказались для Вас неэффективными.

И дело не в том, какова была Ваша психика, а в том, что тренер не нашёл "ключика" к Вашему сознанию. Вы спрашиваете: "...клин - клином вышибают?.." Иногда так и происходит, но я убеждён, что это не тот случай, когда может быть использован подобный вариант. Этот "клин" может выйти боком.

Поэтому Вам нужен не тренер секции единоборств, а учитель, занимающийся искусством обучения способности по приведению личности к психофизической готовности. Не знаю, в каком городе Вы живёте, поэтому затрудняюсь дать какую-либо рекомендацию.

Однако если Вас эта тема как-то заинтересовала, то мы вольны продолжить беседу о том, как можно развиваться в данном направлении, работая самостоятельно и с партнёром. Собственно говоря, для этого потребуется два квадратных метра площади, подходящий напарник и огромное желание.

С уважением,
П. Веденин, 21.04.2006

Вопрос 2:

Здравствуйте, П.Веденин.

Посоветовав: "...учителя, занимающегося "искусством обучения способности по приведению личности к психофизической готовности...", - попали в точку. Ведь этот страх проявляется и в других ситуациях, таких как: разговор с вышестоящим малознакомым начальством, при выполнении ответственного задания и т.д.

Проживаю в Москве. Напарника мне подходящего не найти. Так что, по возможности, буду самостоятельно работать в этом направлении, а потом, может, под руководством учителя. Вот еще что заметил, наблюдая за собой.

Размышляя про себя над какой-либо проблемой, вроде, слова складываются в правильное предложение. Когда я произношу это вслух, получается такое, что люди сами догадываются о том, что я хотел сказать, понимают мою мысль. Вызывают восторг люди, которые могут четко, грамотно и по существу говорить, выражать свои мысли (с большим словарным запасом).

Как научиться грамотно выражать свои мысли? Понимаю, что этот опыт нарабатывается с годами. Зависит от психики человека, его отношения к жизни, интересов и увлечений. Как найти работу, которая, как говориться, "будет для меня".

Так получается, что работаю там, где предложат, хотя условия устраивают (кроме финансов). Знакомые есть на работе, коллектив уже второй раз попадается хороший. Но как узнать, в какой области развиваться, в какой профессии мои возможности найдут максимальное применение?

Есть интерес к 3-х мерному моделированию, анимации. Но основная работа занимает время, поэтому серьезно заняться этим делом пока не могу. А если это просто хобби, временное увлечение? Что делать, где искать в этом случае?

Ответ 2:

Здравствуйте.

Убедительность.

Если говорить о том, как повысить свой словарный запас, то тут возможна только одна рекомендация - больше читайте классической литературы, прозу перемежайте со стихами.

Для того чтобы научиться правильно и доказательно выражать свою мысль, изучайте учебники по риторике, практикуйтесь в публичных выступлениях, делая это на улице или дома, стоя перед зеркалом.

По работе.

Работая там, где предложат, Вы удовлетворяете потребности работодателей, но не свои. Если же Вы будете работать там, где Вам захочется, тогда и может быть реализован именно Ваш интерес.

Знаете, и Москва не сразу строилась. Вам бы развиваться в том, что является именно Вашим интересом, совершенствуясь в таком процессе. Конечно, нужно ещё и жить. И здесь требуется решение: что важнее?

Можно работать, чтобы жить, а можно жить, чтобы работать. Если первое, тогда Вы человек творчества, а если второе, тогда Вы ремесленник, и не надо задумываться о чём-то высоком.

Всё зависит от Вашего понимания моих слов и соответствующего решения. Я мог бы помочь Вам "встретиться" с одним из моих учеников, живущим сейчас в Москве. Но всё зависит от Вас.

С уважением,
П. Веденин, 27.04.2006

Вопрос 3:

Здравствуйте, П. Веденин!

Недавно в магазине потерял деньги. Это в тот период, когда мне они необходимы. Со мной такое уже не первый раз происходит. Правда, перед тем, как обнаружить пропажу, я решил не думать (забыть) о проблемах, а наслаждаться жизнью.

Почувствовал себя на секунду счастливым человеком. Но продолжалось это недолго. Потом уныние захлестнуло меня. Такое чувство возникало в прошлом 2 раза. После таких чувств блаженства попадал в аварии. Случайность? Я не понимаю, что происходит.

Конечно, доля невнимательности, рассеянности имеет большое значение. Невнимательность - это главный "спотыкач" моей жизни. Где-нибудь летаю в облаках, потом больно падать.

Впрочем, у меня какие-то особые отношения с деньгами. Вечно надо копить на что-нибудь, потом резко исчезают, и всё заново. Друзья завидуют, как бы так не получилось, что я стану зарабатывать больше них. Нужны ли такие друзья? Кстати, про друзей.

Иногда получается так, что не могу ответить "нет" без чувства, чтобы никто не обижался. Сам удивляюсь. Не хватает твердости в голосе, чтобы человек убедился, что я действительно не могу с ним встретиться. Это чувство возникает автоматически. Хотя в последнее время прогресс есть, но осадок на душе остается.

Вы писали про знакомого тренера, который живет в Москве. У него занятия платные или нет?

С уважением

Ответ 3:

Здравствуйте.

Наслаждение жизнью есть не состояние бездействия, а процесс самореализации. Вы решили не думать, забыть о проблемах. Но ведь это не значит, что "они" забыли и прекратили думать о Вас.

Совсем наоборот: "они" как раз и поджидали удобного момента, когда Вы утратите бдительность, чтобы восторжествовать. Вспомните широко известный пример со страусом.

Зависть является тягчайшим злом, а если она идёт от близкого круга людей, то становится ещё и весьма опасной. Поэтому такой источник опасности дружеским считать нельзя. Нужно ли Вам такое соседство? Решать Вам.

А невольно возникающее состояние услужливости подобно лакейской бесхребетности. О причинах, которые способствуют его проявлению, я уже Вам много раз говорил - это отсутствие чувства веры.

В Москве живёт не знакомый мне тренер, а один из моих учеников. Но сейчас он находится в длительных разъездах, и когда эти командировки закончатся, неизвестно.

С уважением,
П. Веденин, 06.06.2006



Предысторию диалога смотрите: Качественная суета - вставка лит. ред.

Вопрос 1:

18.08.2006 03:33 Evgenii

Zdravstvyite Pavel.
Vi s4itaete y menja problemi ? Kakogo roda ? Vi, kak psiholog, mojete opredeliti ?
Ne podymaite, 4to ja izdevajysi, ja seriezno.

Примерный перевод вопроса с латинской транскрипции:

Здравствуйте, Павел.
Вы считаете, у меня проблемы? Какого рода? Вы, как психолог, можете определить?
Не подумайте, что я издеваюсь, я серьезно.

Ответ 1:

Здравствуйте, Evgenii.

Это не я считаю, что у Вас проблемы со здоровьем, - об этом сообщаете Вы сами.

Ведь боли всегда указывают на то, что в организме что-то не в порядке, и нервная система, реагируя таким образом на проблему, указывает на нее болевым симптомом.

Я же, как Вы верно заметили, психолог, а не врач. Поэтому давать какие-либо заключения, опережая резюме врача, считаю некорректным с профессиональной точки зрения.

Если же терапевт после комплексного обследования даст положительное заключение по состоянию Вашего здоровья, а боли в межбровье будут продолжаться, после этого уже можно говорить об их психическом происхождении.

Вот тогда и было бы уместным обратиться либо к психотерапевту, либо к психологу. А провести диагностику я Вам предлагаю совершенно серьезно. Ведь, как известно, со здоровьем шутки плохи.

Лучше предупредить, чем лечить.

С уважением,
П. Веденин

Вопрос 2:

19.08.2006 21:20 Evgenii

Zdravstvyite Pavel.

Iz vachix soobchenii mojno sdelati vivod, 4to mne bydet proche ne zanimatisja po Vachei sisteme, togda mne i le4itisja ne pridetsja. Vedi, kak ja yje soobchal, boli nastypaet toliko kogda ja rabotajy po Vachim yprajnenijam.

Mojet, mne prosto ne podxodit Vacha sistema ? Togda tak i skajite ! K 4emy vse eti razgovori pro vra4ei ?

I po4emy Vi postojanno pitaetesi povernyti moi slova protiv menja je ? "...Ne podymaite, 4to ja izdevajysi, ja seriezno..." "...А провести диагностику я Вам предлагаю совершенно серьезно. Ведь, как известно, со здоровьем шутки плохи.

Лучше предупредить, чем лечить..."

Примерный перевод вопроса с латинской транскрипции:

Здравствуйте, Павел.

Из ваших сообщений можно сделать вывод, что мне будет проще не заниматься по Вашей системе, тогда мне и лечиться не придется. Ведь, как я уже сообщал, боль наступает, только когда я работаю по Вашим упражнениям.

Может, мне просто не подходит Ваша система? Тогда так и скажите! К чему все эти разговоры про врачей? И почему Вы постоянно пытаетесь повернуть мои слова против меня же? "...Не подумайте, что я издеваюсь, я серьезно...".

"...А провести диагностику я Вам предлагаю совершенно серьезно. Ведь, как известно, со здоровьем шутки плохи. Лучше предупредить, чем лечить...".

Ответ 2:

Здравствуйте, Evgenii.

Читая мои ответы, прежде всего, нужно быть внимательным, - я нигде Вам не предлагаю лечиться. Речь идет лишь об обследовании, которое должно определить, здоров человек или болен. И только после этого уже можно говорить, при необходимости, о лечении. Это первое.

Второе. Так как у Вас боли в межбровье возникают именно в связи с упражнениями, рекомендуемыми нашей школой, то меня, как учителя, этот вопрос не может не беспокоить. Ведь ни у кого из учеников, которые выполняют эти же самые упражнения, подобного явления не наблюдается.

А это значит, что у Вас действительно имеется какая-то проблема, которая и приводит к подобным болевым ощущениям. Как Вы считаете, разобраться с этим надо или не надо? Я, как человек ответственный, не могу допустить, чтобы из-за моей небрежности кто-то пострадал.

В моих словах нет ни толики издевательств либо желания Вас каким-то образом отвадить от занятий. Я совершенно искренен и честен в выражении своих мыслей. Если бы мне нужно было каким-то образом дать Вам понять о своем нежелании видеть Вас среди своих учеников, то я сказал бы об этом прямо конкретно и без церемоний.

И последнее. Вы не правы и в том, что я, будто бы, переиначиваю Ваши слова, пытаясь их поставить супротив Вас же. Отнюдь. Просто это действительно очень хорошее, ёмкое слово, которое, как нельзя лучше, оттеняло смысл того, что я хотел выразить.

Вот, собственно говоря, и всё. Излишняя же обидчивость показывает Вашу натуру не с самых лучших сторон. Видимо, всё-таки навестить Вам врача было бы невредно, а вот получить консультацию у хорошего психолога считаю просто необходимым. Это я говорю, как профессионал.

Еще раз подчеркиваю: в этих словах нет ничего личного. Совершенно искренне и честно я говорю о том, что чувствую. Конечно, было бы проще вообще промолчать. Но вот то, что я не молчу, а всё-таки даю Вам советы, несмотря на риск получить от Вас неадекватную реакцию, указывает на искреннюю к Вам расположенность.

А вот сможете ли Вы ее оценить, я не знаю.

С уважением,
П. Веденин

Вопрос 3:

21.08.2006 23:27 Evgenii

Zdravstvyite Pavel.

Net, ja ne obijajysi s 4ego Vi rechili ? Vi viskazali svoe mnenie, ja ego proanaliziroval i sdelal dlja sebja vivod. A na obijenix, kak govoritsja vody vozjat i eche koe - 4to, no eto mi opystim.

Ny raz Vi 4elovek otvetstvennii, togda davaite razberemsja po4emy y menja voznikaet boli v perenosice ot Vachix yprajnenii.

I ne nado menja k vra4am napravljati, ja ix ne priznajy, i voobche, ja sam sebe vra4.

Smotrite, y menja na4inaetsja boli v vicheykazanom meste, v pervyjy o4eredi iz - za yroka so strelkoi, tak po4emy bi nam ego ne zameniti ? Ne dymajy, 4to Vacha programa tak skydna. Pomnite, Vi mne pisali, 4to v Vachei chkole dlja kajdogo 4eloveka individyalinaja programa ? A na dele etogo ne vidno "...Ведь ни у кого из учеников, которые выполняют эти же самые упражнения, подобного явления не наблюдается.

..." Kak ja pisal ranee, mojet on (yrok so strelkoi) mne ne podxodit ? Mojet mne nyjen yrok v kotorom ja bydy meniche naprjagatisja ? Pysti i effekt bydet ne tot, kak govoritsja tiche edech - daliche bydech. I ne vozlagaite na sebja nikakoi otvetstvennosti, ja yje soverchennoletnii, i sam mogy za sebja otvetiti.

A Sprosil ja Vas, po4emy Vi pereina4ivaete moi slova, potomy - 4to i ranee zame4al, 4to Vi mne otve4aete moimi je slovami, no pereina4ennimi na svoi lad.

I 4to je, Pavel, neyjeli Vi sebja ne s4itaete dostato4no kompetentnim, 4tobi dati mne konsylitacijy psixologa - professionala ?

P.S. Kirillicei pisati ne mogy t.k. eche ne raskleil russkie bykvi, net printera.

Примерный перевод вопроса с латинской транскрипции:

Здравствуйте, Павел.

Нет, я не обиделся, с чего Вы взяли? Вы высказали свое мнение, я его проанализировал и сделал для себя вывод. А на обиженных, как говорится, воду возят и еще кое-что, но это мы опустим.

Ну, раз Вы человек ответственный, тогда давайте разберемся, почему у меня возникают боли в переносице от Ваших упражнений. И не надо меня к врачам направлять, я их не признаю. И, вообще, я сам себе врач.

Смотрите, у меня начинаются боли в вышеуказанном месте, в первую очередь, из-за урока со "Стрелкой", так почему бы нам его не заменить? Не думаю, что Ваша программа так скудна.

Помните, Вы мне писали, что в Вашей школе для каждого человека индивидуальная программа? А на деле этого не видно. "...Ведь ни у кого из учеников, которые выполняют эти же самые упражнения, подобного явления не наблюдается...".

Как я писал ранее, может, он (урок со стрелкой) мне не подходит? Может, мне нужен урок, в котором я буду меньше напрягаться? Пусть и эффект будет не тот, как говорится, "тише едешь - дальше будешь". И не возлагайте на себя никакой ответственности, я уже совершеннолетний, и сам могу за себя ответить.

А спросил я Вас, почему Вы переиначиваете мои слова, потому что и ранее замечал, что Вы мне отвечаете моими же словами, но переиначенными на свой лад. И что же, Павел, неужели Вы себя не считаете достаточно компетентным, чтобы дать мне консультацию психолога - профессионала?

P.S. Кириллицей писать не могу, т.к. еще не расклеил русские буквы, нет принтера.

Ответ 3:

Здравствуйте, Evgenii.

Ну что же, если Вы уверены, что не обиделись, значит, пусть так и будет.

Я ещё раз повторяю, что, будучи человеком ответственным, не могу давать упражнения школы тому, у кого они вызывают болевые ощущения. Это тем более важно выяснить, что у других учеников ничего подобного не наблюдается. Гадать я не собираюсь, это не мой профиль, поэтому без врачебного исследования ничего конкретного предпринимать не могу.

Если же Вы сами себе врач, то зачем Вам нужен я? Тем более что упражнения нашей школы для Вас неприемлемы. Видимо, Вы имеете своё видение учебного процесса, в который наш стиль не вписывается. А изменять школьную программу в угоду капризу человека, не являющегося даже моим учеником, считаю недопустимым. Дело не в её скудности, а в определённой последовательности причинно-следственных действий.

Поэтому я не мог Вам писать о том, что в нашей школе для каждого ученика имеется индивидуальная программа. Очевидно, Вы были невнимательны к моим словам. Я мог сказать только то, что к каждому ученику у меня имеется особый подход, но он осуществляется в рамках имеющейся программы, а не вне её границ. Вот Вам и невидно очевидного факта, т.к. искать надо не под фонарём, где светло, а там, где утеряно.

А Вам, я теперь уже уверен, этот урок действительно не подходит. И поскольку он есть неотделимая часть целого, то, значит, для Вас не подходит и сама школа. Ведь программа - это не только форма занятий, но и их содержание, которое состоит из многих частей, в том числе из ритма и темпа. И если одну мелодию играть в другом режиме, то это будет уже не та музыка. Да, Вы правы, и эффект при этом будет иным, так зачем тогда всё это?

Отвечая же своему абоненту, я действительно стараюсь излагать свой текст теми словами, которые использует мой собеседник, но уже вкладывая в них свой смысл. Однако это вовсе не означает "переиначивать", что должно было бы выражать насмешку. Я же, наоборот, стремлюсь к максимальному взаимопониманию. Мне не нужна пустая болтовня, т.к. ценю время, которого у меня не так много.

А необходимую консультацию я Вам всё же дал, которую преподнёс достаточно профессионально и компетентно. Другое дело, что Вы её и в этот раз можете не заметить, но это уже не ко мне, как психологу. Тогда здесь должен будет разбираться специалист более серьёзного направления. Обратите внимание на то, как Вас "дёргает" из стороны в сторону, при этом Вы стараетесь "раскачать" и меня. Но это же смешно.

Прощайте.

С уважением,
П. Веденин

Отклик 1:

22.08.2006 16:39 Оскар

Здравствуйте, Evgenii.

Я внимательно следил за вашей перепиской с г-ном Ведениным и хочу высказать свое мнение.

Да, программа для всех общая и то, что у вас возникают болевые ощущения при исполнении первого урока - это не нормально.

Конечно, при выполнении упражнения "Стрелка" напряжение на глаза увеличивается, но до болевых ощущений не доходит.

Почему же они у вас возникают? Могу предположить, что у вас высокое черепное давление, либо идет напряжение в области глазного нерва (глазного дна), либо просто гипертония - повышенное давление. Думаю, что вам, прежде всего, необходимо решить эту проблему, а затем уж говорить о каких-либо занятиях.

Я считаю, что у вас наступают болевые ощущения не оттого, что вы занимаетесь по программе, а потому, что сама по себе нагрузка на зрительный нерв провоцирует боль от какой бы то ни было зрительной активности. Предлагаю вам простой способ проверить действительность этого утверждения.

Как только в следующий раз почувствуете боль от упражнения, то отложите его, затем внимательно и вдумчиво прочитайте большой по объему текст мелким шрифтом на мониторе слева-направо,а затем, справа-налево. Короче говоря, дайте напряжение своему зрительному нерву посредством внимания. И если у вас после этого возникнет напряжение (боль), то в самый раз идти к окулисту, а не сетовать на скудность программы.

А вообще, когда вы последний раз посещали окулиста?

С уважением,
Оскар

Вопрос 4:

22.08.2006 23:15 Evgenii

Zdravstvyite Pavel, Li Xoa.

Pavel, ja dogadivalsja, 4to Vi tak i otvetite, mol, vi sami sebe vra4, vot sami i le4itesi ! Vra4 - to ja sebe vra4, da vot toliko v kakom plane ? Ja je imel fiziologijy, a Vi ? Kogda eto ja govoril, 4to mne ne priemlema Vacha sistema ? Ja skazal, 4to na osnove Vachix soobchenii mojno sdelati vivod, 4yvstvyete raznicy ? V principe ja mogy oboitisi i bez Vachei chkoli, no znaete, 4to menja boliche vsego vozmychaet ? Tak eto to, s kakoi legkostijy Vi menja otpravljaete k vra4am, a sami v toje vremja govorite ob otvetstvennosti.

Ne ponjal Vachego predposlednego predlojenija. Kak eto menja dergaet ? I 4to zna4it pitajysi Vas raska4ati ? Pojasnite.

Li Xoa, okylista ja posechal primerno 4 goda nazad. No vach test ja soglasen poprobovati ! Naskoliko bolichim doljen biti tekst i naskoliko melkim ? Kak eto sprava - nalevo, vedi eto absyrd ? Takoi tekst mojno naiti na Vachem saite ? Ne so4tite za tryd, daite ssilky. I boli vedi doljna vozniknyti v perenosice ?

Примерный перевод вопроса с латинской транскрипции:

Здравствуйте, Павел, Ли Хоа.

Павел, я догадывался, что Вы так и ответите, мол, вы сами себе врач, вот сами и лечитесь! Врач-то я себе врач, да вот только в каком плане?

Я же имел физиологию, а Вы? Когда это я говорил, что мне неприемлема Ваша система? Я сказал, что на основе Ваших сообщений можно сделать вывод, чувствуете разницу?

В принципе, я могу обойтись и без Вашей школы, но знаете, что меня больше всего возмущает? Так это то, с какой легкостью Вы меня отправляете к врачам, а сами в то же время говорите об ответственности.

Не понял Вашего предпоследнего предложения. Как это меня дергает? И что значит пытаюсь Вас раскачать? Поясните.

Ли Хоа, окулиста я посещал 4 года назад. Но ваш тест я согласен попробовать! Насколько большим должен быть текст и насколько мелким? Как это справа налево, ведь это абсурд? Такой текст можно найти на Вашем сайте? Не сочтите за труд, дайте ссылку. И боль ведь должна возникнуть в переносице?

Ответ 4:

Здравствуйте, Evgenii.

Вы с кем разговариваете - с Ли Хоа или Оскаром - это два совершенно разных человека. Где Ваше внимание? (Ответа не требуется, так как мои вопросы - риторические).

А Веденин с Вами уже попрощался. Тем более что Вы сами пишите: "...V principe ja mogy oboitisi i bez Vachei chkoli...", - считайте, договорились.

С уважением,
Ли Хоа

Отклик 2:

23.08.2006 10:35 Оскар

-Да, действительно, Evgenii, это два разных человека, хотя их что-то и объединяет в данном случае.

Сейчас же с вами разговаривает Оскар. И если вам действительно нужно знать ответы на ваши вопросы, то сообщите свои координаты и я вам постараюсь на них ответить.

С уважением,
Оскар



Вопрос 1:

Здравствуйте, пишу психологу впервые.

Последнее время у нас в семье очень накаленная обстановка. У нас маленькая семья, 3 человека: мама, папа, сын-подросток. Мальчик постоянно провоцирует на скандал, мои нервы не выдерживают, и я срываюсь на крик, иногда могу ударить и получаю сдачу.

Мальчик общительный, на улице его любят дети, со взрослыми отношения неплохие, но с домашними - полный кошмар. Он может нагрубить дедушке и бабушке (они живут отдельно). Постоянно кто-то виноват, но не он. Конфликт обостряется с началом учебного года.

Простая ситуация. Подготовка у аттестации, рассматриваем задачу. У сына не развязывается задача, и он начинает обвинять меня в том, что я мешаю и т.д. Слушаю и стараюсь игнорировать, начинаю задавать наводящие вопросы.

Он может играться ручкой, перебирать одежду, заниматься, чем угодно, показывая всем видом НАДОЕЛО. Не могу сказать, чтобы совсем не учился, но без контроля делает как попало. Лишь бы было выполнено дом. задание письменно.

С утра встает плохо, всё ему не так: разбудили не так, сказали одеться - не подходит, умыться - тоже проблема (постоит возле умывальника, намочит один палец, и обратно).

Если при подготовке уроков друзья позовут на улицу - "пиши пропало". Он не пойдет на улицу (я не разрешаю, т.к. не сделал уроки), но и их не сделает, чтоб пойти через некоторое время.

А будет ныть, делать вид, что читает, просто тянуть время и результат - ноль. За полчаса может измотать своими пререканиями до изнеможения. Иногда мне кажется - я больше не могу выдержать.

Бывало, прихожу с работы с радужными планами, хорошим настроением, а через полчаса - измотанный комок нервов.

Что делать, как изменить ситуацию?

Ответ 1:

Здравствуйте.

Ваша история, увы, как мир, стара. Родители не понимают свое дитя, ребенок - их. Все друг к другу расположены, но как доходит до столкновения интересов - тут же взаимопониманию конец.

Каждый отстаивает свою позицию, дело переходит на личности. А там недалеко и до рукоприкладства, что в корне недопустимо. Ведь это начало конца. Зачем же Вы своими руками отрываете от себя свою кровинушку? Да, всё понятно - нервы не выдерживают.

Но ведь неразумно до этого доводить, провоцируя сына на антисоциальное поведение. Однако как же на практике изменить ситуацию, которая никого не устраивает, всем лишь принося боль и разочарование? Как Вам достучаться до сознания сына, как доказать, что успехи в учебе нужны, прежде всего, ему самому?

Итак, Ваш мальчик уже подросток, а значит, родители для него теперь не так авторитетны, как окружающие. И поэтому нужно подобрать соответствующую Вашему конкретному случаю стратегию опосредованного влияния.

Так, Вам нужно мягко и ненавязчиво выяснить, что является для Вашего сына заветной мечтой, к чему он склонен. Если у него в мыслях как будто ничего нет, подбросьте ему пищу для размышлений, как бы случайно оставив журнал, например, по сборке кораблей в декоративных бутылках.

Или, как бы мимоходом, рассказав о какой-либо спортивной или художественной секции. Любит рисовать - пусть рисует. Танец? Добро! Борьба, плавание, разведение кактусов, рыбок, коллекционирование - всё, что хочет (конечно, в пределах разумности), лишь бы избранное увлечение было сильным и устойчивым.

Словом, Вам нужно, выяснив его заветную мечту либо незаметно создав ему какое-либо устремление в развитии, способствовать приобщению его к этому занятию, где Ваш сын сможет почувствовать себя самостоятельной личностью.

Поищите вместе с ним подходящую группу по увлечениям, пусть он туда запишется, адаптируется и, всерьез увлекшись, как говорится, втянется в это дело полностью.

И затем, когда у него уже пойдут первые успехи в любимом занятии, втайне от всех поговорите с руководителем этой секции (лучше, чтобы это был мужчина) с тем, чтобы он акцентировал внимание Вашего ребенка на следующем.

Пусть он между объяснением задания скажет ему, что успешный человек успешен во всем, и поэтому тренеру интересно, как у его подопечного дела с учебой. И что теперь с этого дня он будет следить за его успеваемостью в школе. Пусть потребует принести дневник и удивится, как один из лучших его учеников может так плохо учиться и т.д.

И все эти дисциплинарные внушения нужно делать так, чтобы ребенок чувствовал за ними доброту взрослого и искреннее к себе расположение (мол, давай, подтягивайся). А так как всё это будет говорить авторитетный для него взрослый, обучающий важному для него делу, то наставника он будет слушать и подтягивать свои "хвосты" как в школе, так и дома. И всё изменится.

Вам же нужно позаботиться лишь о том, чтобы не мешать его становлению, а, уважая его самость, принимать ее как факт, - не подламываясь под нее, но и не кроя на свой вкус. Иначе получите вместо личности лишь ее тень, подверженную любому внешнему воздействию, а там недалеко и до беды.

А будут ли это наркотики либо какая-либо другая зависимость, при этом не суть важно - важно, что гораздо раньше была задавлена волевая составляющая ребенка. Помните песенку из фильма "Приведения в замке Шпессарт":

Служить вам мы рады,
Мы к вашим услугам,
Одно ваше слово -
На всё мы готовы!.."?

Разве Вам это от него нужно? А если нет, тогда давайте работать в настоящем, чтобы Вы не губили как его, так и свое будущее.

И смотрите, сделайте всё тонко, чтобы он ни в коем случае не разгадал Вашу игру. Не догадался, кто за всем этим стоит, иначе тактическая задача может расстроиться. Проявите свои способности стратега и проведите многоходовую партию.

А его благодарность Вам за эту воспитательную трансакцию хоть и будет располагаться далеко во времени, но зато она будет глубокой и искренней.

С уважением,
Ли Хоа, 21.10.2004

Вопрос 2:

Здравствуйте.

Спасибо за ответ.

Я всё, вроде, понимаю, стараюсь не провоцировать, но всё, что есть в доме (вещи, еда...), это принимается, как должное, текучка. Всё, что есть у других, - круто, это необходимые вещи.

Он ходит в спортивную секцию, занимается с удовольствием - это его. Но занятия - понедельник, среда, пятница. Вторник - выходной, свободный день - сделай уроки на четверг. Нет!!!!!!

Приходит с уроков - и на тренировку, после занятий усталый, покушал - 19.30. Уже с уроками напряг, каждый день 6-7 уроков, подготовить не успевает. Еще мода на мобилки. В классе несколько детей имеют телефоны, постоянное нытье: И Я ХОЧУ.

Уговоры про необходимые вещи и т.д. Теперь на день рождение ему подарили деньги, он может купить недорогой телефон сам, но зачем??????? Кто будет оплачивать разговоры и смс?

Я понимаю - ТЕРПЕНИЕ - главное, но каждый день убалтывать очень тяжело, всему есть предел.

Спасибо

Ответ 2:

Здравствуйте.

Прежде всего, хотелось бы услышать пояснения Ваших слов: "...всему есть предел...". Если Вы об этом обмолвились, значит, Вы так и думаете. Тогда объясните, что находится, по-Вашему, за этим пределом?

Теперь о том, что я не услышала Ваших комментариев по поводу тех советов, которые Вам дала. Вы их как будто не слышали. А ведь работа психолога основывается на его взаимопонимании с тем, кто обратился к нему за помощью.

Для того чтобы произошли позитивные изменения в Вашей жизни, необходимо, прежде всего, Ваше активное внимание и стремление понять и воплотить в реальность предложенные к освоению рекомендации.

В прошлом письме я предоставила Вам общий план действий, из которого можно организовать стратегию поведения, которая подходит под конкретный случай.

Итак, у Вашего сына уже есть любимое занятие. Оно ему нравится, он этим увлечен - прекрасно. Теперь Вам необходимо воздействовать на этот важный для его сознания фактор, как на рычаг.

Скрытно от всех поговорите с тренером, который непосредственно ведет занятия с тем, чтобы он проявил интерес к успеваемости своего воспитанника.

Другими словами, необходимо через любимое дело поднять у Вашего сына мотивацию к обучению. Ведь тренер - это тоже педагог. Как непосредственно вести разговор с ним, я изложила ранее.

Теперь что касается домашних проблем. Поймите: и города не сразу строились. Поэтому в один день все вопросы, накопившиеся за годы формирования психики Вашего ребенка, не решить.

Поговорите с тренером, чтобы авторитетный человек потребовал от него не только высоких результатов в своем виде спорта, но и в любой другой сфере, так как только целостная личность может достичь действительно великого.

Пусть посмотрит дневник, поможет организовать распорядок дня, чтобы его ученик успевал и достойно учиться, и заниматься на тренировках. Но всё это, опять же, не через насилие либо уловки, а через просвещение, раскрытие перед ним просторов открывающихся перед развитой личностью перспектив.

А когда у Вашего сына сформируется мотив развиваться во всех сферах деятельности, тогда уже можно помочь ему формировать нравственно-волевые качества, которые не позволят подростку проявлять беспринципность либо предъявлять родителям завышенные требования.

То, что он не хочет отставать по "крутости" от своих сверстников, вполне объяснимо и типично. Новое время несет свои потребности, хотя раньше молодежь с не меньшим рвением просила на джинсы. Тем более что сотовый телефон иногда может спасти жизнь, чему есть примеры. Просто нужно подойти к этому вопросу гибко, выделив в потребностях сына важное и определив действительно завышенные требования.

А теперь непосредственно по завышенным требованиям. Поймите: одними "убалтываниями" вряд ли решить эту проблему. Поэтому необходимо показать ему реальное положение дел с финансами семьи и пояснить, что если он хочет что-либо сверх ваших возможностей, то пусть и обеспечивает свои возросшие потребности самостоятельно.

Как? Ну, если его желания столь велики, пусть он эту силу и направит на поиск, как их удовлетворить. Пусть ищет работу. Не может, слишком рано? Тогда и не надо ныть, выпрашивать, а лучше пусть сосредоточится на занятиях в школе. Ведь хороший аттестат позволит поступить в престижный вуз, диплом которого обеспечит достойную оплату его работы.

Конечно, не всё так просто, но это будет уже весомым вкладом в дело его будущего материального обеспечения. А так он, еще ничего не сделав, не посеяв и зернышка, уже рассчитывает на богатый урожай. Приведите ему показательный пример.

Так, возьмите цветочный горшок и вместе с сыном насыпьте в него землю. Поставьте в комнате сына на подоконник. На вопрос, зачем, скажите, что секрет. Каждое утро спрашивайте у него, не выросло ли что-нибудь в горшке.

А когда он, потеряв терпение, возмутится: "Как в нём может что-то вырасти, если там ничего не посажено!", - спросите его, как же он может предъявлять завышенные требования, сам ничего не сделав для их удовлетворения, не заработав на них?

И, опять же, направьте его устремления на обучение, указав тем самым путь, который сможет его обеспечить в будущем. И заверьте его, что вы, его родители, будете ему помогать на этом пути.

Так, посадите вместе с ним какие-либо семена съеденного фрукта (апельсина, лимона, финика и т.п.). Пусть Ваш сын за посаженным ухаживает, поливает, заботится.

А если скажет, что ему не хочется ждать, ему хочется сейчас что-либо "крутое", подойдите вместе с ним к горшку и скажите, что Вам хочется, чтобы он со своего дерева сейчас же достал Вам плод, к примеру, мандарина.

- Но еще рано же! Он еще не созрел, хоть я и стараюсь! Еще даже росток не проклюнулся!!!

- Значит, еще рано исполняться и твоим желаниям. Учись, поливая тем самым росток своих знаний, и они, обратившись в умение мастера, впоследствии позволят удовлетворить все твои разумные запросы.

Приведите пример его собственных занятий спортом. Разве сразу становятся чемпионами? Сначала идут упорные многолетние тренировки, в ходе которых начинается поэтапный рост мастерства.

А там уже недалеко и до заслуженного золота - ведь только так можно ощутить его настоящую ценность. И пусть он, ухаживая за растением, помнит о том, что невозможно сорвать плод, которого еще нет.

Таким образом, Ваш сын и посаженное им, например, апельсиновое зернышко, смогут расти вместе, проходя поэтапно все стадии возмужания: от подростка с не сломленным, а умело взращиваемым духом, до зрелого мужчины, умеющего направлять свои волевые активы в конструктивное русло.

Вот в таком ключе, на таких доходчивых примерах, и можно опосредованно влиять на формирование его нравственности. А себя нужно держать в руках и не позволять своим эмоциям распускаться. Ведь от этого плохо становится прежде всего Вам, а, уже потом, - и Вашему сыну.

С уважением,
Ли Хоа, 22.10.2004

Отклик:

Спасибо. Попробую поговорить с тренером.